Это же Ангамандо, чувак!..
Исходный пост под волнами аки Нуменор ибо иначе пост мой зело велик окажется и порвёт ленты вам на свастики премалые.
Комменты там тоже весьма характерны и показательны.
А вот капельки напалмика с морготячьих лапок уже без "моря".
О Великая Тьма! Молю тебя: ниспошли мне терпения. Силы при этом не посылай - ушибу же на хрен (с) моё майярятко.
Ну, откуда, откуда это берётся - это искреннейшее желание защищать любимого Профессора от любых мнений, хоть сколько-нибудь негативных, хоть не негативных даже, а попросту не сводящихся к истолкованию того или иного места в каноне?
Кстати, лично мне подобная тенденция встречалась и попадалась на глаза только применительно к Толкину. Для сравнения в том же Бличефэндоме ругательски ругают автора и за слитую Эспаду, и за общую недоработанность мира, и за "косяки" с соотношением магических возможностей героев. За всё, за что находят нужным, короче. И хотите - верьте, хотите - нет, но эти "ругачки" сами по себе никого не заставляют прилипать дланью к челу. В ответ на возмущение читателя\зрителя каким-то малодостойным, на его взгляд, местом в каноне могут возразить в стиле: "да, ладно, на самом деле это нормально, и дальше объяснится в тексте тем-то и тем-то", или даже "не нравится - не смотри", но само по себе право этого самого читателя\зрителя негативно относиться к некой части канона признаётся совершенно нормальным.
А у нас что? У нас почему-то бродят этакие "Сильменфоршеры" (По аналогии с бибельфоршерами - "толкователями Библии", то-есть, по современному, Свидетелями Иеговы) и искренне возмущаются... нет, не содержимым критики даже, а самим по себе тем фактом, что Священное Писание кто-то вообще смеет критиковать и подвергать сомнению.
Низзя! Это жеСвященная Корова Великое-Творение-Великого-Толкина-Без-Которого-Нас-Бы-Всех-Тут-Не-Было! И стоит кому-нибудь, всё равно по какому поводу разинуть (не иначе как по наущению лично Саурона) рот и этим ртом что-то не то сказать, как моментально изыщется кто-то ещё, чтобы ткнуть святотатца носом в лужу.
При этом святотатцу непременно укажут, что:
1. В отличие от Великого, он, святотатец, вовсе не является высочайшим профессионалом в области истории, мифологии, литературоведения етс, етс, и до Профессора ему - как пешком в Магадан из Валинора. (А не будучи сам гениальным конструктором автобусов, человек, конечно же, не сможет, да и права не имеет сказать, что у такой-то модели ход ровный и мотор тихий, но зато сидячих мест мало, и кресла какие-то неудобные, в машине предыдущего поколения даже лучше были).
2. Если уж он, святотатец, смеет мявкать на Толкина, то пусть бы он ещё и на всех прочих мировых классиков помявкал, или что - слабо?. (Будто бы на других классиков не мявкают, а конкретному святотатцу, может быть, просто нет повода "помявкать" на остальных классиков, или к слову не пришлось, или он их со школьной скамьи не любит. Или мявкал, только не в данном треде).
3. Арда - это ж МИФОЛОГИЯ, это ж понимать надо! А то пусть святотатец поищет "реалистичности" ещё до кучи в "Эдде", в "Калевале" и в истории Троянской войны. (А меж тем - небесполезное занятие ведь, многие вполне серьёзные люди посвятили годы исследований и груды толстых томов именно что отделению рационального от мифологического в "Эдде", "Калевале" и истории Троянской войны. А над конкретным Шлиманом вон вообще смеялись за предположение, что Троя - реальный географический объект). А ещё Арда - это ж ДРУГОЙ МИРЪ, там всё имеет право быть по-другому! (Но "по-другому" должно означать: исключительно так, как Профессор написал и никак иначе).
Вот, достали, ей-Мелькор!
Ничего не имею против автора поста, который привожу. И привожу-то его не потому что именно этот пост чем-то особо возмутителен. Привожу я его ровно потому, что он, пост, настолько характерен! Он, что называется, сферический в вакууме, и годен в палату мер и весов. Некто написал: лично меня у Толкина возмущает то-то и это-то. Некто другой тут же пишет о том, как его возмущает по сути - именно то, что кого-то, страшно подумать - У ТОЛКИНА ЧТО-ТО ВОЗМУЩАЕТ...
Да, левое ж тулкасово мускулистое полупопие, ну, откуда, откуда взялось это неписанное железное правило: Профессора нельзя ни критиковать, ни опровергать, ни (это уж вообще, наверно, грех смертный) деконструировать толкиновские построения ради каких-то своих мысленных экспериментов? У нас что - тоталитарная секта? Или каждый раз, когда кто-то этим занимается в мире дохнет в муках белый пушистый котёнок? Алло, там, в Валимаре, речь, вообще-то идёт о художественном тексте! Причём, тексте невероятно спорном и невероятно же сильно подстёгивающем читателя к собственному творчеству, в том числе - и полемическому. Да вокруг толкиновских работ копий сломано уже едва ли меньше, чем вокруг гитлеровской "Борьбы", и заметьте, никакая другая фэнтэзи, даже самая распрекрасная, такой публицистической активности почему-то не вызывает. Её построения обычно принимают как должное. А значит, спорность - неотъемлемая черта именно этих - толкиновских произведений. И более того - ну, кто вам сказал, что это их недостаток?
И уж точно кто-то очень нехороший (Варда ЧКАшная, не иначе!) сказала вам, что каждый-де святотатец и ниспровергатель, видите-ли, так или иначе уравнивает себя в правах со Святым Профессором, пиарится на его Священном Имени и поднимает за толкиновский счёт нищую свою самооценку. На самом деле, поверьте уж окаянному мелькорьянцу, ниспровергателю со стажем мне - святотатец далёк от этого, он просто что-то думает и излагает свои мысли по поводу. ))

Комменты там тоже весьма характерны и показательны.
А вот капельки напалмика с морготячьих лапок уже без "моря".
О Великая Тьма! Молю тебя: ниспошли мне терпения. Силы при этом не посылай - ушибу же на хрен (с) моё майярятко.
Ну, откуда, откуда это берётся - это искреннейшее желание защищать любимого Профессора от любых мнений, хоть сколько-нибудь негативных, хоть не негативных даже, а попросту не сводящихся к истолкованию того или иного места в каноне?
Кстати, лично мне подобная тенденция встречалась и попадалась на глаза только применительно к Толкину. Для сравнения в том же Бличефэндоме ругательски ругают автора и за слитую Эспаду, и за общую недоработанность мира, и за "косяки" с соотношением магических возможностей героев. За всё, за что находят нужным, короче. И хотите - верьте, хотите - нет, но эти "ругачки" сами по себе никого не заставляют прилипать дланью к челу. В ответ на возмущение читателя\зрителя каким-то малодостойным, на его взгляд, местом в каноне могут возразить в стиле: "да, ладно, на самом деле это нормально, и дальше объяснится в тексте тем-то и тем-то", или даже "не нравится - не смотри", но само по себе право этого самого читателя\зрителя негативно относиться к некой части канона признаётся совершенно нормальным.
А у нас что? У нас почему-то бродят этакие "Сильменфоршеры" (По аналогии с бибельфоршерами - "толкователями Библии", то-есть, по современному, Свидетелями Иеговы) и искренне возмущаются... нет, не содержимым критики даже, а самим по себе тем фактом, что Священное Писание кто-то вообще смеет критиковать и подвергать сомнению.
Низзя! Это же
При этом святотатцу непременно укажут, что:
1. В отличие от Великого, он, святотатец, вовсе не является высочайшим профессионалом в области истории, мифологии, литературоведения етс, етс, и до Профессора ему - как пешком в Магадан из Валинора. (А не будучи сам гениальным конструктором автобусов, человек, конечно же, не сможет, да и права не имеет сказать, что у такой-то модели ход ровный и мотор тихий, но зато сидячих мест мало, и кресла какие-то неудобные, в машине предыдущего поколения даже лучше были).
2. Если уж он, святотатец, смеет мявкать на Толкина, то пусть бы он ещё и на всех прочих мировых классиков помявкал, или что - слабо?. (Будто бы на других классиков не мявкают, а конкретному святотатцу, может быть, просто нет повода "помявкать" на остальных классиков, или к слову не пришлось, или он их со школьной скамьи не любит. Или мявкал, только не в данном треде).
3. Арда - это ж МИФОЛОГИЯ, это ж понимать надо! А то пусть святотатец поищет "реалистичности" ещё до кучи в "Эдде", в "Калевале" и в истории Троянской войны. (А меж тем - небесполезное занятие ведь, многие вполне серьёзные люди посвятили годы исследований и груды толстых томов именно что отделению рационального от мифологического в "Эдде", "Калевале" и истории Троянской войны. А над конкретным Шлиманом вон вообще смеялись за предположение, что Троя - реальный географический объект). А ещё Арда - это ж ДРУГОЙ МИРЪ, там всё имеет право быть по-другому! (Но "по-другому" должно означать: исключительно так, как Профессор написал и никак иначе).
Вот, достали, ей-Мелькор!
Ничего не имею против автора поста, который привожу. И привожу-то его не потому что именно этот пост чем-то особо возмутителен. Привожу я его ровно потому, что он, пост, настолько характерен! Он, что называется, сферический в вакууме, и годен в палату мер и весов. Некто написал: лично меня у Толкина возмущает то-то и это-то. Некто другой тут же пишет о том, как его возмущает по сути - именно то, что кого-то, страшно подумать - У ТОЛКИНА ЧТО-ТО ВОЗМУЩАЕТ...
Да, левое ж тулкасово мускулистое полупопие, ну, откуда, откуда взялось это неписанное железное правило: Профессора нельзя ни критиковать, ни опровергать, ни (это уж вообще, наверно, грех смертный) деконструировать толкиновские построения ради каких-то своих мысленных экспериментов? У нас что - тоталитарная секта? Или каждый раз, когда кто-то этим занимается в мире дохнет в муках белый пушистый котёнок? Алло, там, в Валимаре, речь, вообще-то идёт о художественном тексте! Причём, тексте невероятно спорном и невероятно же сильно подстёгивающем читателя к собственному творчеству, в том числе - и полемическому. Да вокруг толкиновских работ копий сломано уже едва ли меньше, чем вокруг гитлеровской "Борьбы", и заметьте, никакая другая фэнтэзи, даже самая распрекрасная, такой публицистической активности почему-то не вызывает. Её построения обычно принимают как должное. А значит, спорность - неотъемлемая черта именно этих - толкиновских произведений. И более того - ну, кто вам сказал, что это их недостаток?
И уж точно кто-то очень нехороший (Варда ЧКАшная, не иначе!) сказала вам, что каждый-де святотатец и ниспровергатель, видите-ли, так или иначе уравнивает себя в правах со Святым Профессором, пиарится на его Священном Имени и поднимает за толкиновский счёт нищую свою самооценку. На самом деле, поверьте уж окаянному мелькорьянцу, ниспровергателю со стажем мне - святотатец далёк от этого, он просто что-то думает и излагает свои мысли по поводу. ))

Вспомнилось что-то, как ещё в школе писала продолжение к Властелину Колец. В жанре научной фантастики, ага, под впечатлением от какой-то подростковой космической оперы,а так же анимационного сериала Exo-Squad. Знать не зная о существовании Сильма, Валар или Эру
Вот! я этим вопросом тоже постоянно задаюсь.
Правильно ты всё говоришь!
(я тут недавно с "канонистом" дискутировал на тему светлого образа Берена, которого, к слову, терпеть не могу...Так мне сразу кучу фейспалмов и "да как вы можете поднимать руку на святое, Профессор же его прямо с себя писал")
А продолжения "Властелина" я тоже придумывал с одной одноклассницей. Правда, наши симпатии почему-то уже тогда быстро уползли в сторону Мордора. Так что мы с этой девочкой часами сидели и отыгрывали про то как назгулы выжили, как вернули Саурона, призввав какую-то великую силу из будущего, етс... И в этих наивных придумках тоже очень много от научной фантастики было. Второй любимой книгой тогда у меня были "Люди как боги" Снегова, так что и тот корабль усилиями нашего буйного вооображения в Мордор прилетал.
Ещё помню, что была придумана дочка Саурона по имени Нариэль. Она бегала по Средиземью и приключалась в тылу врага, как Штирлиц. Вот такой вот перекрёсток любимых реальностей. )))
Ссылочку на спор не дашь? Любопытно же.
Айхалли Хиайентенно, а по моим наблюдениям, наоборот, во всех фандомах, примерно одно и то же.
Везде есть те, кто наезжает на автора, считая, что что-то нелогично/неправильно/как-то еще, и те, кто им возражает, потому что считает претензии несправедливыми и, понятное дело, не рад, что про книгу (фильм/анимэ/неважно что) говорят такое. Никакой сакрализации тут нет, обычная любовь к первоисточнику.
Я лично полагаю, что каждый отдельный текст нужно воспринимать именно так, как вот он написан, и категорически против того, чтобы что-то решать за автора и вне личности автора. Если у Толкина написано, что Фродо - положительный герой, а сам автор говорил, что в том и этом месте такую и сякую фразу нужно понимать именно так, то применительно к его тексту именно это правильно и никак иначе. Прошу понять меня правильно, я вовсе не возражаю против написания фанфикшена, АУшек, апокрифов и так далее. Я могу сочинить, что на деле Фродо был изрядным мерзавцем и что это на деле он убил Боромира, но тогда это будет уже не текст Толкина, а мои личные фантазии по мотивам.
Прошу простить за возможную резкость, просто очень наболело еще со школьной скамьи и сильно раздражает. Сидишь в классе, читаешь текст. В тексте написано: "Лука Мудищев носил зеленые штаны". Учительница спрашивает: а почему Лука носил зеленые штаны? Я на нее смотрю, тупо хлопая глазами, пялюсь в книгу и говорю, что в тексте этого нет. Она мне: "Иванова! Ты все неправильно понимаешь! Посредством того, что Лука Мудищев носил зеленые штаны, автор хотел на самом деле показать вот то и вот се, а еще критик Еблинский писал про Луку, что в этом образе..." Я спрашиваю: а сохранились ли какие-то сведения о том, что по этому поводу думал сам автор? Конечно же, нет, но кто мешает нашей учительнице литературы и критику Еблинскому начать пороть отсебятину, решив за него, почему он нарядил Луку в зеленые штаны (хотя на деле автор мог про эти штаны написать чисто красного словца ради).
Когда я выросла и сама начала писать, а мне накатали первые отзывы, стало раздражать еще больше. Я опять же написала текст, где нарядила героя в синие штаны. Естественно, как же не додумать за меня! Если герой носит синие штаны, это потому, что... (нужное вставить), а под образом Зеленого Головастика я наверняка вывела (нужное вставить). Читаешь и думаешь: ребята, а на основании чего и каких моих слов вам подобное в голову-то взбрело?!
Я еще раз подчеркну, что я не против фанфиков, ролевых игр и личных фантазий фанатов на тему того же Толкина. Единственное, против чего я категорически возражаю - я считаю, что не надо самостоятельно анализировать чужой текст, его нужно воспринимать либо так, как он написан, либо, если автор еще жив/сохранились его дневники, письма, интервью и прочее, ориентироваться на его собственные слова.
Еще раз прошу прощения, просто за 10 лет в школе, 5 лет в институте и энное время своего собственного фанфикописания несколько наболело.
если найду, дам...правда, совершенно не помню, у кого это было...
мысли, навеянные постом
У нас что - тоталитарная секта?
Не думаю, до секты ещё дело не дошло. Честно, мне бы не хотелось и остальным, предполагаю, тоже, чтобы на основе книг Толкина какой-то нечистоплотный товарищ создал свою секту. Профессор такого не заслужил.
признаки секты
мои выводы
Не совсем) Вообще, я надеюсь, что сюда все-таки придет автор поста, потому что объяснять чужие мысли - дело неблагодарное. Но мне показалось, что автор осуждает не то, что у Толкина что-то возмущает (меня вот возмущает история с Нуменором, например, где-то я об этом писала, и никто меня никуда не тыкал)). А то, что у человека складывается какое-то представление (о характере эльфов, о космогонии, еще о чем-то) и если факты из "канона" ему противоречат, и человеку об этом напоминают, то он эти факты упорно отказывается замечать.
Во-первых, весьма странна столь великая обида. Вам что-то не нравится у Толкина. кому-то не нравится Ваше мнение... Всё по-честному, мм?
Во-вторых. Nairis, благодарю. Это тоже отчасти. Точнее попробую объяснить на пальцах. Пример реальный.
Вот есть великий писатель Толстой.
Вот есть юзернейм NN /некий анон
Вот юзернейм говорит мне/ анон говорит при мне: не люблю я Толстого потому-то и потому-то. Не нравится, несогласен я там-то и там-то.
Я: Ну ок, что. Не согласен, понятно.
А вот представим — юзернейм/анон выдаёт следующее: «Эх, Толстой, умный был мужик, но сам толком не понял, чё написал, и вся психология героев у него какая-то кривая. А я-то знаю, как правильно».
Я:
Извините, но это единственная реакция. Есть принципиальная разница между тем, чтобы быть не согласным с автором по каким-то вопросам и тем, чтобы делать из автора дурака. Посыл же подобных утверждений таков (если очистить его от всего остального) : писатель неправильно написал свою же книгу. Я даже не знаю, что сказать.
огнеопасно
Я ни разу не против фиков, дискуссий внутри мира, литературных разборов. Если я преодолею свою лень, то я как раз и буду по профилю литературоведом. Так что анализ текста меня не удивляет, и ничего дурного я в нём не нахожу. Но как правило лит. анализ имеет целью понять текст и точку зрения автора, а не опровергнуть их. Поэтому я нахожу сей анализ странным.
Ещё нюанс. Не представляется возможным в разговоре о каноне ставить во главу угла конкретные хэдканоны. Потому что канон — он не великий и ужасный. Он просто канон. Это текст (в нашем случае), и он просто есть. А фанон и хэдканон — это несколько иное. Можно сколько угодно не соглашаться с трактовками (то есть с другими мнениями), спорить с трактовками, не соглашаться с автором идейно и говорить «мне не нравится» (пример выше) ... но утверждать, что автор неправильно написал факты, которые сам же придумал и выстроил Ээээ...
У Вас своя Арда, своё виденье? Прекрасно, замечательно, я аплодирую. Но фанфикеру — фанфикерово, автору — авторово. Просто признайте, что мир Вашей голове — ни разу не Арда Толкина. Ведь это так и есть. Но в таком случае, сама необходимость спорить для Вас отпадает. Вам нечего делить с автором.
Nota Bene.
А то ведь из-за этой делёжки получается следующая ерунда:
Я считаю Арду книжным, выдуманным миром, но и при написании фиков и при рассуждениях в подавляющем большинстве случаев смотрю на неё «изнутри». Таким образом я принимаю и физику, и космогонию, и проч, проч., проч. так, как их принимал бы существующий внутри мира персонаж — как данность и реальность. Всё просто, хотя. может, кому-то и покажется наивным и даже упрощённым.
Вы утверждаете, что «Арда существует, расрас», всё усложняете, пишете длинные эссе, но в рассуждениях упорно смотрите «снаружи», провозглашая, что «поезд дальше не идёт», толкиновский механизм не работает,
расходимся, всё тлен.И интересная книга для Вас — только мёртвый текст и неверная трактовка какой-то ведомой лично Вам реальности. Какой интересный и печальный парадокс...
Я сама пишу сплошное АУ. Но я же не утверждаю, что мои личные домыслы и фантазии и есть правда, а Толкин именно об этом и писал.
Человек имеет право на свои личные фантазии? Имеет, безусловно. Можно и по "Войне и миру" фанфиков понаписать, где, например, Болконский выжил и женился на Наташе. Но не надо же свои домыслы за канон выдавать.
Я, например, стараюсь воспринимать каждую книгу именно в тех реалиях, в которых она написана. Если у Толкина в вымышленном мире энное количество лет не существовало солнца и луны при наличии живых существ, то применительно к данному конкретному тексту это правильно. Меня не устраивает такая идея? Ну я в своем тексте и поставила АУ.
По существу вопроса отпишусь в ближайший следующий раз. Сейчас, к сожалению, убегать пора.
Mirimani, я тоже помню эти кошмарные школьные потуги на литературоведение. И тоже считаю, что это объективно ужасно, хотя бы уже потому, что школьнику-то, на самом деле, ни на кой менос не нужно.
Но меня это не раздражает. Потому что я понимаю, что это неизбежно. Более того - чем живее и неоднозначнее книга (фильм, аниме), тем яростнее будут некоторые "воевать" с каноном. Потому что цепляет. Потому что берёт за живое. Потому что "автор, козёл ублюдочный, зачем же ты лучшую героиню за самое тупое во всей саге ничтожество-то замуж выдал?" етс, етс... Потому что воистину, сколько людей - столько мнений и каждому хочется высказать своё.
Меня скорее уж несколько напрягает это самое "сильмофоршество". Потому что очень уж смахивает на "А ну, нишкни, ты что - думаешь, что лучше Профессора его текст знаешь?" (А мысли и чувства читателя тоже Профессор должен был написать? За каждого?). А если кого-то что-то (Ах, не дай никто, что-либо бесит у любимого, вообще-то автора, в любимой, вообще-то книге, то этого кого-то нужно непременно заклеймить вселенским позором? Нет, заклеймить можно, конечно. Только вот зачем?
А самому Профессору ни жарко ни холодно.
А за определение секты - спасибо! Пригодиться может. ))
В приньсипе согласен с тобою изложенным.
Nairis, лично мне не показалось, что факты из канона именно что "стараются не замечать". Гораздо чаще их или оспаривают (как-либо объясняя свои доводы), или итолковывают так или иначе, объясняют.
"Не замечание фактов" - это только у маленьких няшных школьниц в их слэшиках. "Ну, и что, что у Финрода была невеста в Валиноре! А я возьму и напишу, что он в Саурона влюбился, потому что мне так больше нравится"
Зелёный бамбуковый лес, "нам не дано предугадать"... ))
И обида вовсе не "великая". Это мне, пожалуй, тон свойственен слишком язвительный.
Про Толстого. А как другой пример.
Я: Я не люблю Достоевского. Потому что с его станиц, имхо, прямо-таки сочится какая-то безысходность. По нему складывается впечатление, что любой, сколь-нибудь достойный человек непременно должен быть страдающей жертвой.
Имярек: Ну, мы же в его времена не жили. Кто знает, какая тогда была психология?
Я: Конечно, в целом несколько иная, чем у современников. Но люди-то всё равно были разные! Достоевский - это ещё не эпоха в целом.
Имярек: Писателю, наверно, лучше знать!
Я: Точно такой же фэйспалм.
И вот не понимаю, искренне не понимаю, почему Арда = то, что Толкин написал. Написал - спасибо ему великое,подарил нам первое окно в этогт мир. Но мир (любой, даже вымышленный) всегда нечто большее, чем может сказать о нём один человек, даже и трижды гениальный.
Подождите-подождите.
То есть Вы сейчас прямым текстом говорите: воевать с каноном будут не по объективным причинам, а только потому,что некому Н не понравилось, как автор обошёлся с персонажем, который Импонирует_Лично_Н?
О_о.
А зачем прикрываться развесистыми теориями и обвинять автора в алогичности и пр. ? Так и скажите: автор обидел мою няшку и поцарапал мне травяной хэдканон, за это я обижусь на него. Таких как вы — вагон и маленькая тележка, сходите в нарутотред на правдорубе и почитайте негодования «Ну зачееем автор женил персонажа А на девице Х, он разбил мой драгоценный накуреный слешный ОТП, сцуко *рыдания*»
Это смотрится забавно, но хоть можно понять. У меня в Бличе был один из немногих неканонных ОТП, и вообще сложилось (на основе арок до войны с Айзеном включительно) определённое представление о характере персонажа. А потом Тайто выдал «вотэтапаварот» (очередной) и всё предстало в ином свете. На автора я обиделась, но писать эссе не пошла. Шип мой остался при мне, будет надо написать фичок — честно скажу, что всё, что было после битвы в Каракуре не воспринимаю, поэтому написано так. тчк. что сложного?
Я вот раскурила заново старый аниме-фэндом. Так там авторы никанон глючат, шипперят и пишут, но в канон длинными теориями подлого авторского заговора против конструкции и героев не кидаются. Я в беседе с новым софандомовцем честно сказала: я во всех своих фэндомах канонист, режьте, но иначе не умею. Мне сказали: Ну ок, что ( А я-то после нашего Т-фэндома. в котором, такое ощущение, что бытьь канонистом немного даже неприлично, так дёргалась, да)
То есть Вы сейчас прямым текстом говорите: воевать с каноном будут не по объективным причинам, а только потому,что некому Н не понравилось, как автор обошёлся с персонажем, который Импонирует_Лично_Н?
В том числе и потому. А на самом деле - по тысяче причин. Приведённая в пример причина, кстати, лично у меня не играет роли - меня больше смущает обилие лакун и лезущая изо всех щелей апологетика конкретного вероучения, которое популярно на Терре. И ещё многое другое, но относящееся скорее уж к тамошним концепциям Добра\Зла и прочего.
Хотя Мелькора мне даже после самого первого прочтения "Сильма" до слёз жалко было. Мне тогда было пятнадцать лет, и я мечтал набить морду Манвэ. Теперь самому смешно, конечно.:
БЛИИИИИИЧ!!!!
Оооо, я тебя любить-любить! Тем более, что для меня он тоже "кончился" после битвыц над Каракурой. Ибо именно арранкары меня более всего и интересовали, не стало этой странной расы - и мне стало пусто и скучно.
Ну, вот, а у меня сложилось впечатление, что наоборот - неприлично быть
мнойнеканонистом. )))Имярек: Ну, мы же в его времена не жили. Кто знает, какая тогда была психология?
Я: Конечно, в целом несколько иная, чем у современников. Но люди-то всё равно были разные! Достоевский - это ещё не эпоха в целом.
Имярек: Писателю, наверно, лучше знать!
Я: Точно такой же фэйспалм.
А если я на месте Имярёка? И я отвечаю: Достоевский не есть полное отражение реальности своей эпохи. Есть «мироощущение Достоевского» (как автора, а не лично как человека), есть «мироощущение Толстого». И они отличаются. Герой Толстого никогдпа не будет рассуждать, как герой Достоевского. А герой Достоевского — как герой Толстого. А есть ещё «Герой Тургенева», «Герой Чехова» и т. д. У каждого из этих авторов (хотя они все реалисты) во всём потоке произведений есть своё мироздание и миропонимание. То, что подходит для героя Достоевского, не подойдёт герою Толстого. То, что возможно в книге Тургенева, не произойдёт у Толстого. Точнее, голые факты могут иметь место. Но вот их восприятие и толкование персонажем будут разительно отличаться. Следовательно, то о чём Вы сказали — отражение «мироздания Достоевского». Вам это мироздание имеет полное право не нравиться, но это не значит, что Достоевский неправ — он просто создал ситуацию и создал характер. И характер развивался сообразно «мирозданию автора». Он логичен для этого мироздания. Для мироздания любого другого писателя он не подойдёт.
М?
*не будите филолуха, он ещё не забыл прошлый год обучения*
Оффтопом: Касательно исходного высказывания Вашего воображаемого диалога: А как же Алёша Карамазов? Я не помню другого столь жизнеутверждающего персонажа *фанат Алёши, если можно так сказать применительно к классике*
Я лично не Толкин, я просто пишу фички по разным фэндомам, и я не то что до уровня Толкина - даже до Донцовой, если уж посмотреть объективно, не дотягиваю.
Однако даже мне при всем отсутствии у меня даже намека на талант и все прочее и писании фичков, а не серьезных книг, копание за меня в этих моих фичках и додумывание чего-то за меня в высшей степени неприятно.
Потому что он, этот мир, мной придуманный, он не живет сам по себе. Он именно что придуман мной с первой строчки и до последней, и персонажи, которые в нем живут, мыслят, действуют, чувствуют так, как хочу этого я (автор).
Я опять же подчеркну: я НЕ ПРОТИВ чужих личных фантазий. Если некий фанфикер Вася Пупкин возьмет моих авторских персонажей, пусть даже без спроса, и напишет про них слэш - меня это ни капли не возмутит. Это его фантазия, и он имеет на нее право. Если его сильно расстроит смерть одного из героев и он напишет, как этот герой выжил и жил долго и счастливо - я совершенно не возражаю, более того, если у Васи получится интересно, я даже почитаю и похвалю.
Однако если Вася Пупкин придет ко мне и начнет заниматься препарированием моего фичка, заявляя, что под образом козы в огороде у Ар-Фаразона я на деле имела в виду того и этого, посредством того, что Саурон носил черные штаны, хотела сказать (нужное вставить), в образе героя Х изобразила себя, а герой А однозначно влюблен в героя Б, вот тут я могу реально возмутиться. Одного такого кадра я на КФ за откровенно идиотские комментарии с подтекстом "я лучше автора знаю, что он имел в виду" я уже забанила.
Для меня ковыряние в чужом тексте - это просто даже откровенно невежливо и неприлично по отношению к автору. В моем восприятии это примерно эквивалентно тому, что кто-то придет ко мне в дом, заявит "а я лучше знаю, как тебе надо мебель поставить" и начнет двигать мои кресла и диваны.
Айхалли Хиайентенно, в чем-то и да, в чем-то и нет. Обратила внимание, что в последнее время даже канонисты не брезгуют альтернативными историями. Тенденция меняется, даже я недавно прониклась Хоббитом.
Есть ещё одна тенденция, когда канонисты утверждают, что Толкин был умнейший человек своего времени. А я не понимаю, чем хуже Толкина Толстой, Джордж Мартин, Достоевский, Георгий Сковорода, Михаил Грушевский, Королев, Циолковский, Кейнс, Рузвельт, академик Филатов и сотни других ученых. Почему они не заслуживают права называться умнейшими людьми своего времени. Филатов был замечательным глазным хирургом, а без Циолковского и Королева человечество не скоро бы запустило ракеты. Рузвельт вытащил свою страну из Великой Депрессии, Сковорода - украинский философ средних веков, Толстой и Достоевский писатели, которых знает весь мир, Кейнс - один из самых известных экономистов 20 столетия.
Ты извини, что я список такой длинный накатало, просто наболело, очень уж разозлил меня такой посыл, принижающий заслуги других писателей, ученых, политических деятелей.
По словам канонистов профессор Толкин умнее их всех, самый умный человек на земле. Я не умаляю его заслуги, но мне ближе практики-ученые и политики в разных областях, чем мастера пера и слова.
Для меня ковыряние в чужом тексте - это просто даже откровенно невежливо и неприлично по отношению к автору. В моем восприятии это примерно эквивалентно тому, что кто-то придет ко мне в дом, заявит "а я лучше знаю, как тебе надо мебель поставить" и начнет двигать мои кресла и диваны.
Mirimani, ничего не могу понять. Что же получается, я не могу сказать, что у Толкина мне не нравится кое-что из первой эпохи и жизни нолдор, и я бы хотела видеть те или иные моменты по-другому (например, глаза бы мои Амбарканту не видели бы, потому что даже под страхом смертной казни я не могу принять даже в ролевой игре возможность существования такого мира и деревья эти со светильниками), то это будет с моей стороны некрасиво? По-твоему выходит, что нужно со всем, что написал любой автор, соглашаться.
Или у меня есть право заявить: вот эта сцена не нравится, вот этому герою не верю, несмотря на все заслуги Профессора в деле написания фэнтези. Почему-то таких сцен меньше, чем тех, что нравятся. Но я же, черт побери, не критикую Толкина или по-мнению твоих знакомых канонистов критикую и оскорбляю?
Где провести границы между негодованием читателя и копанием этого же читателя в авторском тексте? Я же не говорю о том, что писатель неправильно писал свою книгу. А говорю о том, что такая картина мира мне не нравится и лучше я почитаю и посмотрю ещё раз Хоббита с Властелином Колец, где нет ни Амбарканты, ни начальных квент Сильмариллиона и где Солнце и Луна, и не одного слова, ни намека о том, что Арда плоская.
Вот я говорю: а мне не нравится, что Арагорн в ВК женился на Арвен. Напишу АУ и женю его там на Эовин. Имею право? Да пожалуйста.
Мне не нравится такая картина мира. Я решила изобразить другую. Ну и в чем проблема?
А вот приходить к автору и заявлять ему прямым текстом (или про него прямым текстом, если он уже умер), что он то и это написал неправильно, а здесь имел в виду вот то и се, и вообще я лучше знаю, что он изобразил в этой сцене и в этом образе - это уже нехорошо.
Айхалли Хиайентенно, ещё добавлю о мифологии. Дело в том, что наша планета Земля, на который появились такие эпосы как "Эдда", "Калевала", "Илиада", "Одиссея", "Энеида", "Махабхарата", "Путешествие на запад" (китайская мифология между прочем), имеет форму шара и вращается вокруг Солнца. Древние греки, скандинавы, китайцы, арабы об этом не знали, и объясняли свою картину мира так как понимали и как видели. Как в фильме "Старик Хоттабыч": земля стоит на черепахе, на которой три слона, а на них земная поверхность. Поэтому с мифологическими эпосами у меня никакого диссонанса не возникает, потому что они воспринимаются так, как их воспринимали бы люди того времени.
немножко Имхо
Давайте вернемся к нашим баранам. Вот писатель (режиссер) что-то написал (снял). В какой мере допустима критика читателя в адрес автора?
Я считаю, что она допустима только в области ошибок фактических, грамматических, грубого отсутствия обоснуя и так далее. Если автор допустил фактическую неточность, например, написал, что солнце встает на западе, а не на востоке, при этом действие не происходит на планете с обратным вращением, или у него герою в одном месте 25 лет, а в другом 28, но три года при этом не прошло - да, читатели или зрители вправе высказаться. Точки, запятые и орфография - тоже допустимая сфера критики.
Во всем остальном, в том числе что касается сюжетной линии и сюжетных ходов, я лично считаю, что читателю делать нечего. Тебе не нравится, что автор разрушил твою слэшную ОТПшку и женил Колю на Маше? Пиши фанфик и своди Колю с Петей, но на автора возмущаться ты не имеешь права, это его текст (фильм), а не твой.
Касательно "вселенных" - да, согласен. Но читатель-то путешествует между этими вселенными, и способен сопоставлять и сравнивать их между собой, с реальной (то-есть - в данном контексте - из окна видимой) и со своей собственной вселенной. (А и сами писатели таки кого-то читают)))). И находит этот самый читатель то там то сям то, что с его точки зрения вопиюще нелогично (безнравственно, примитивно, нужное вписать, мало ли ещё как). Это естественно же. И так же естественно, что такие вот "несоответствия" вышеописанные, будь они трижды индивидуальны и восемьсот раз субъективны гораздо острее "сквикают" именно в тех случаях, когда "авторская вселенная"-то читателю дорога и нежно им любима. Плохую (а на мой сугубо личный взгляд "плохая - читай оставляющая равнодушным) книжку никто "препарировать" не станет. А если станет - то с чуть иных позиций: сюжет избит-описания никакие-труп с тридцать пятой страницы растворился в воздухе на тридцать шестой, а автор и не заметил-аффтарнепешиесчо-автор, учись у Лукьяненко(Булгакова, Толкина)...
Не понимяу, вот, трагически не понимяу, что в этом такого страшлого и ужаслого.
А сам разговор, который здесь поселился мне нравится. Он интересный и полезный.
Но таки это у нас - просто личная несовместимость позиций по конкретному вопросу, по одному из тех вопросов, по которым сколько людей - столько и мнений, равноправных.
Мне, например, ровно наоборот: гораздо менее обидно будет принять любые разборы (и даже опровержения) моих текстов, чем внИзапно обнаружить в сети фичочек, в котором персонаж, который у меня обладает высочайшей душевной чистотой выведен мразью последней, а Мэри радостно выскочила замуж за Джона при условии, что сюжетом моего рассказа была безответная любовь той же Мэри к Катрин, и в тексте чётко прописана мэрина непочитаемая в народе ориентация.
И да, я даже, страшно подумать, допускаю, что на свете может найтись кто-то, кто действительно сможет лучше меня скомпоновать в моём доме мои диваны.
Поэтому, если бы некий фикрайтер Вася, прочитав мой фанфик, взял бы мой авторский персонаж (например, того же Лариэндила), написал бы слэш про Лаирэндила с Сауроном или женил бы Лаирэндила на орчанке, у меня бы это возмущения не вызвало. Его фантазии - имеет право, ну понравился ему мой авторский герой, так почему б ему не пофантазировать, он же не про живого человека написал. А вот если бы тот же Вася пришел ко мне и начал мне выговаривать, что я не имела права этого Лаирэндила убивать, потому что он любит этот персонаж - я бы послала далеко и надолго. Нравится тебе этот герой и хочешь его в живых оставить - ну а я и не против, бери себе этого Лаирэндила да и сочиняй свое. А вот у меня по сюжету он должен был умереть, это мои планы.