расчленёнка, часть третья.
Валар "истаивают" и утрачивают силу по мере того, как мир обретает
форму и законченность [форма и строение вещей делаются все более опре-
деленными и установившимися.] Чем длиннее Прошлое, чем определенней Бу-
дущее, тем меньше места для важных изменений и беспрепятственных дейс-
твий в материальном плане, целью которых является не разрушение, а со-
зидание). Прошлое, однажды свершившись, стало частью "воплощенной Музы-
ки". Вносить изменения в Музыку имеет право (и может) только Эру.
Стоооп! До этого момента всё стройно и логично, а на последней фразе мозг взрывается. Потому что если имеется в виду ПРОШЛОЕ, то как, каааак, его можно изменить, даже, если тебя зовут Эру? А настоящее и будущее, вообще-то меняем (а точнее - формируем) мы все, да, абсолютно все живущие, в соответствии с волей (ну, или её отсутствием). Нет, можно, конечно, предполагать, что тут имеется в виду "даже волос не упадёт ни с чьей башки без воли Господа, ноесли в соответствии с правилами начатого тут мысленного эксперимента, "вычесть" христианскую апологетику, бред же полнейший получается.
Последним крупным действием валар демиургического плана было возведение
неприступных гор Пелори. Этот поступок можно счесть если не дурным, то,
по крайней мере, ошибочным. Ульмо был против. Это действие преследовало
одну благую, и законную, цель: сохранить от порчи хотя бы часть Арды.
Hо, на первый взгляд, оно было вызвано также себялюбием или небрежением
(или даже отчаянием)
Ну, надо же! Его Темнейшеству за Стеной Ночи икнулось - автор статьи признал хооть какие-то действия Валар ошибочными. (Мне, критикану, странно только, что именно это действие, а не то, что Валар допустили гибель Белирианд и Нуменора, например, но о том, что я думаю про Валар применительно к Нуменору я достаточно сказал в другом месте). Но рано радуется Его Темнейшество - автор, как становится ясно ниже, явно, сожалеет в первую голову о том, что далеко не всех эльфов Средиземья удалось в Валинор затащить/в Валиноре удержать, а люди вообще туда угодить не могут в принципе. (О хоббитах, гномах и тем более уж всяких мутантах вроде орков не говорится вовсе, похоже, их судьбы в этом контексте даже не рассматриваются).
- ведь попытка уберечь от порчи эльфов в Амане и
одновременно оставить им свободу не увенчалась успехом: (Выделение моё. И авторское сожаление об этом мне только мерещится, потому что я темнюк и параноик, или реально там есть?) многие отказа-
лись отправиться в Благословенное Королевство, многие взбунтовались и
покинули его. Что же касается людей, то Манве и прочим валар было хоро-
шо известно, что они вообще не смогут прийти в Аман; ведь людям не дано
такой долгой жизни, как валар и эльфам (жизни, равной жизни Арды). Та-
ким образом, "Сокрытие Валинора" немногим уступало в собственничестве
собственничеству Моргота: валар выгородили себе оазис света и благо-
денствия, противопоставив его тьме и насилию - дворец с садом (за креп-
кими стенами) против крепости с темницей.
Вот так вот! Дворец с садом против крепости с темницей - третьего не дано. Кто не попал в Валинор, тот сам себе (И светлым западным силам злобный назгул). Промежуточные варианты попросту отметаются, не рассматриваются. Выкидываются в мусор с милой детской непосредственностью. А самая соль "ошибки Валар"-то в чём? В том, что они оказались в чём-то подобны Морготу. А вовсе не в том, что не подумали головушкой прежде, чем жёстко разделить Мир на "благой" Валинор и "пропадай оно пропадом Средиземье". Средиземье, правда, как показывает практика, и без Валар не пропало, что показывает, собственно, то, что без прекрасного западного света жить вполне можно.
Если судить по существующим изложениям "мифологии", кажется, что
валар предаются эгоистичному ничегонеделанию; но, по-моему (хотя я ниг-
де на это не указывал и не объяснял), это только кажется; а мы так
охотно верим этому лишь потому, что все мы в какой-то мере подвержены
влиянию тени и лжи их Врага,
Ровно такое впечатление и складывается. Валар большую часть времени сидят и пинают... хмм... алмазные светочи. Причём тут Моргот? Он, что ли, эту мифологию писал именно так, чтобы сложилось ровно такое представление о валинорском житье-бытье? Или они с автором в соавтростве писали?
"мифология" дошла до нас из третьих рук: во-первых, она основа-
на на эльфийских записях и преданиях о валар и о том, что было между
валар и эльфами; и, во-вторых, записи эти дошли до нас (отрывками) лишь
с остатками нуменорских (человеческих) летописей, наиболее ранние части
которых ведут свое происхождение от эльдар, хотя позднее эти летописи
были дополнены [антропоцентрическими] историями и повествованиями, [где
речь идет о людях]. Правда, эти летописи дошли до нас через "Верных" и
их потомков в Средиземье, но все же и они не смогли избежать влияния
враждебности мятежных нуменорцев к валар, которая заставляла их изобра-
жать все в черном свете.
То-есть, автор статьи сам расписывается в том, что его источники содержат гораздо больше апологетики (иногда противоречивой), чем объективной информации. И это автору делает честь.
Вот только как эта цитата коррелирует с публицистической деятельностью некоторых читателей, воистину, как в известной шутке "готовых биться за профессорскую запятую"? И почему это предупреждение живёт здесь, в глубине справочно-сопутствующих материалов, до которых не всякий ещё читатель доберётся, а не в официальном предисловии к тому же "Сильму"?
Hо даже так, основываясь на истории в том виде, как она дошла до
нас, можно взглянуть на дело иначе. Когда валар запретили возвращаться
в Валинор взбунтовавшимся нолдор (которые ушли оттуда по своей воле,
будучи предупреждены о последствиях), это уже само по себе было спра-
ведливо. Hо, если уж мы осмелимся попытаться проникнуть в мысли Верхов-
ного Короля, чтобы разбирать мотивы и выискивать промахи, то, прежде
чем судить, надо вспомнить следующее. Манве был духом, обладавшим наи-
большей мудростью и предусмотрительностью из всех, живущих в Арде.По
"легенде", он помнил Музыку в целом лучше, чем кто-либо другой из обла-
дающих конечным разумом; и о нем говорится, что в то время он был
единственным, кто был способен напрямую общаться с Эру. Он должен
был понять, что дела Нолдор каким-то образом обращаются в оружие против
зла. Если рассмотреть ситуацию, имевшую место после того, как Моргот
ускользнул и снвоа водворился в своем жилище в Средиземье, мы увидим,
что нельзя было найти лучшего оружия, чем отважные нолдор, чтобы
загнать Моргота в угол, на север Средиземья, и практически дер-
жать его в осаде - во всяком случае, не давать ему ни минуты покоя, в
то же время удерживая его от безумного, бессмысленного разрушения. А
тем временем людям, по крайней мере, лучшей части рода человеческого,
удалось освободиться от его тени и встретиться с народом, что воочию
зрел Благословенное Королевство.
Тра-та-та-шечки, вот мы и добрались до прямого указания на то, что Манвэ - довольно циничный политикан. Мятежным Нолдор нельзя вернуться в Валинор (который большинство из них искренне считает единственной настоящей родиной), оказывается, не потому что они запятнаны проклятьем, не в наказание за бунт даже, а ровно прямым текстом потому, что в Средиземье они будут хорошим оружием против Моргота. Вот так вот! Изрезни в Алквалондэ военную выгоду изящно извлечь и после этого абсолютно бесскверным и непогрешимым считаться - вот высший пилотаж. Циничнейшие из земных демагогов нервно курят на обочине.
В союзе с воюющими эльдар люди достигли высшего доступного им сос-
тояния, а путем двух браков людям передаласькровь благороднейших эль-
фийских родов, в предвидении далеких, но неотвратимо приближающихся
дней, когда эльфы должны были "истаять".
Во-первых, вы уж, уважаемый автор, определитесь: или эльфы живут пока Мир вообще стоИт, или "истаивают". И что такого ценного в эволюционном отношении может дать аж целой популяции людей "вливание крови" от всего-то трёх браков, особенно, если учитывать, что потомство двух из них (Эарендил и Элвинг) вступили в брак друг с другом и всё равно оказались в том же Валиноре?
Последнее материальное вмешательство валар, завершившееся падением
Тангородрима, на деле можно рассматривать не как вынужденное или даже
запоздалое, но как рассчитанное с предельной точностью.
Я делаю на этом месте большие беззащитные глаза. Что было "рассчитано с предельной точностью"? Война Гнева? Повлёкшая за собой утрату доброй половины населённого Мира?
Оно предотвратило полное уничтожение эльдар и эдайн. [Эльдар и эдайн еще не были
полностью уничтожены.] А во время войны Моргот одерживал победы, но не
обращал внимания на большую часть Средиземья (Выделение моё).
Исходя из этой логики получается, что Моргот, (даже, если считать его какашкой и завоевателем хуже Гитлера), игнорировавший большую часть Средиземья, а в той части, которую не игнорировал изнитоживший отнюдь не всё был БОЛЬШИМ злом, чем война с ним, уконтрапупившая половину Мира. Весёлая логика у мудрых и прекрасных защитников добра и света. ;
война, на самом деле, ос-
лабила его: он утратил часть своей мощи, престижа (потерял один из
Сильмариллов и не сумел отвоевать его) и, прежде всего, часть своего
ума. Он привык быть "королем". Конечно, он был тираном великанского
роста и чудовищной силы - и все же для него это было колоссальным паде-
нием, даже по сравнению с его прежней злобой, ненавистью и ужасающим
нигилизмом. Он опустился до того, что ему начало нравиться быть коро-
лем-тираном, владеть покорными рабами и многочисленными воинствами, по-
винующимися каждому его слову.
Про великанские размеры вышеупомянутого Моргота я опять же, писал уже в другом месте. "Сорок тонн ползучего чёрного металлолома" не выдерживают ни малейшей проверки практикой, так что сорокатонность ему, явно, легенды приписали для пущего пафоса. (Хотя, если приписали сорокатонность, то разве не могли приписать что-нибудь ещё? Тому же Гитлеру, например, некоторые приписывают копрофилию. Для вящей морготности, тьфу, я хотел сказать - мерзотности злодейского образа).
А уж пассаж про то, что ему, Морготу, конечно, а не Гитлеру, "нравилось быть тираном" вообще ни в какие ворота не лезет, даже в циклопические ангбандские. Во-первых, представьте себе хоть одного правителя, который вообще не стремится иметь "многочисленные воинства, покорные его слову"? Если не такую армию хотеть, то какую? Маленькую, хилую и всегда готовую на мятеж, так, что ли? Рабовладение? Да, нехорошо. Но ведь житейские реалии Средиземья плюс-минус соответствуют земному раннему средневековью. В которое если не рабство, то крепостничество имело повсеместное распространение и альтернатив себе не имело. Увы, господа благодушные аболиционисты, не имело! Это вам не американская Конфедерация в девятнадцатом уже веке. Печалька, да. Но если уж так, то удивляться и поражаться следует не тогму, что у Моргота рабы БЫЛИ, а тому, что у кого-то другого их НЕ БЫЛО. (Если, конечно, и вправду не было. А может, просто в легенды не попало?).
Война окончилась успешно, и разрушена оказалась всего лишь неболь-
шая (хотя и прекрасная) область Белерианд.
Небольшая? Чем автор на карту смотрел?
Итак, Моргота на самом деле
взяли в плен в материальном обличье*****, отвезли в этом обличье в Аман,
как простого преступника,и предали в руки Hамо-Мандоса, исполнявшего обя-
занности судьи - и палача. Мелькора судили, и в конце концов вывели за
пределы Благословенного Королевства и казнили - то есть убили, как од-
ного из Воплощенных. Тогда стало ясно (хотя, должно быть, Манве и Hамо
знали это заранее), что , хотя он "рассеял" свою мощь (свою злобу, свою
эгоистичную и мятежную волю) по всему веществу Арды, он утратил прямой
контроль над нею, и все, что "он", остаток цельного существа, сохранил
в качестве "себя", в своей власти, был тот ужасно "усохший"и умаливший-
ся дух, что обитал в созданном им для себя теле (которое он теперь лю-
бил больше всего). Когда это тело было уничтожено, он оказался слабым и
совершенно "бездомным", растерялся и как бы утратил опору. Говорится,
что тогда его изгнали в Пустоту. Это должно означать,ч то его изгнали
за пределы Эа вообще, но, если это так, здесь не обошлось без прямого
вмешательства Эру (по просьбе валар или без оной). Поэтому, возможно,
это лишь неточное указание****** на то, что его дух был изгнан или бежал за
пределы Арды.
И стоило после этого вообще войну начинать? Сам пресловутый Моргот оказался хилым и дохлым, воля его "рассеянная по веществу" в веществе и осталась. (Разве в этой же самой статье это не говорилось выше). ЗАЧЕМ было проливать столько крови? Если уж Моргот такой никчёмный, если он совершенно деградировал и деградировать продолжает, то разве он не исчез бы рано, или поздно совсем? Ох, не похожи действия аманских миротворцев на мероприятия по спасению материального мира. А вот на сведение счётов похожи. Очень. Причём, на очень подлое сведение счётов, когда противника пинают, тщательно и рассчётливо дождавшись момента, когда он захирел и ослаб.
В общем и целом, Моргот-то, может быть и зло. Но лучше я буду с Морготом. Потому что противостоит этому злу такое добро, которого я больше зла боюсь. Не-не-не, товарищи, кто как, а я - в Ангбанд.