Нам, русскоязычным товарищам иногда приходится испытывать некоторую неловкость из-за того, что у нас в распоряжении есть одно-единственное универсальное слово "люблю". И пироги люблю, и "Раммштайн" люблю, и маму люблю, и погрустить люблю, и мятежного-крылатого Валу люблю... А какому-нибудь едва знакомому мужику ляпнешь "я тебя люблю", восхитившись его тонким и глубоким пониманием реалий Третьего Рейха - так он ещё подумает не то что-нибудь, ага... ))
Метрожители и прочие Тори-Энн от таких нелепых страданий избавлены, по большому счёту. Потому что единообразного и универсального понятия "любви" у них попросту нет совсем. Вот так вот.
Зато есть куча слов для обозначения разного рода нежных и тёплых чувств. В которых Ирхана не путается. И если я на этом языке хочу выразить, что просто тащусь, как дариалльская электричка по Мерцающему Кварталу, от чьих-либо познаний, или прочих преимуществ его богатого внутреннего мира, то употреблять буду скорее всего глагол Йоминэрэ - восхищаться красотой какой либо мысли и созвучностью этой мысли собственному строю души, вот так вот. А имея в виду именно что "роман" -
Инсарэ - (Инсарэнхана - супружеские, или подобные супружеским отношения). Аймити" - доверие, предельное душевное созвучие, Мёинта - наслаждение, удовольствие от чего-либо, Арханирэ - солидарность, любовь единомышленников, соратников, Хэннарэ - родственные чувства... И т. д. и т. п...
Нет... Пожалуй, это не мы, это ОНИ должны бы путаться. Но они не путаются. )))
______________________
Кстати, что ещё любопытно. В отличие от привычной земной культуры, где самой-пресамой тонко-лирической темой искусства и познания, так уж исторически сложилось, считаются отношения влюблённых, культуру ирханскую подобные линии, образы и сюжеты волнуют мало. Трагедию Ромэо и Джульетты Дети Ночи сочли бы, пожалуй, скучноватой. Потому что у Детей Ночи этой самой "ведущей лирической линией в культуре" всегда традиционно были, есть и будут отношения разумного существа не с другим разумным существом, а с какими-то местами. Особенно это характерно для метрожителей, в чьих бесчисленных анталогиях поэзии, прозы и эссэистики на одно трогательное посвящение красоте возлюбленной, или волнению перед первым свиданием приходится добрые полсотни произведений о невыносимой муке расставания с родными улицами и прочем подобном в таком духе. Ирхана, практически пренебрегает (уж не в пику ли человечеству изначально?) культурой куртуазной, эротической, неустанно создаёт при этом тончайшую и сложнейшую культуру отношений с местами. Так уж У НИХ исторически сложилось.
Надо бы написать статью о гендерно-социальных аспектах жизни Ирханы, брачных и семейных традициях и прочем-близком, но не в три же часа ночи этим пытаться заниматься... )) А в дальнейшем, пните меня, пожалуйста. )))