Прежде всего ссыль - вот она, авось пригодится кому.
tululu.org/read19194/=======================================
Ну, шо я таки могу быть сказать? Только то, что все и так знают: Толкин - гениальный мифолог и версификатор. Где-то я уже писал, что именно будучи профессионалом, Профессор и не мог совершить столь грубой ошибки - описать мир эпический, полусказочный с точки зрения рациональной науки (планета круглая, система гелиоцентрическая етс).
Но, похоже, гениальный Профессор слегка переборщил со сложностью этой самой картины эпического мира. "Амбарканта" достаточно сложна по концепции, в ней присутствует даже зародыш знания о различных слоях атмосферы и понятие внемирового, космического пространства - та самая Кума-Пустота. (Впрочем, последняя может оказаться и чисто умозрительным эзотерическим представлением - не пространство, а Ничто. Или - Непроявленное, как в ведической философии).
Но вся вместе система Амбарканты моему беглому кошачьему взгляду кажется какой-то слишком уж переусложнённой, чтобы быть по-настоящему архаической. Но опять же - этот кажущийся диссонанс может вполне объясняться тем, что в "Канте" представлена картина мира глазами эльфийских мудрецов, брахманов, условно говоря. С точки же зрения простого смертного (или не особо увлечённого "высокими материями" несмертного) она может выглядеть гораздо более простой и лаконичной. (Точно так же как и всякому египетскому бедняку вряд ли обязательно были внятны сложнейшие механизмы взаимодействия семи душ, досконально это должны были понимать мудрецы и бальзамировщики). И опять-таки, всё получается логично.
Вот только всё-таки монотеизм... Монотеизм, строгий и однозначный всё-таки нехарактерен для совсем уж архаического мышления. Монотеизм - это позже, гораздо позже (А когда-то даже еврее были политеистами и язычниками). Для совсем уж ранней зари человечества, для эпохи мифотворчества как-то более естественным представляется политеизм. (А для Арты Эру - верховный бог, отец остальных богов, или вообще какой-нибудь вечно-непостижный Отец-Время). В общем, ощущается некоторый "диссонанс Толкина" )))
Или - он ощущается мне только потому что сам я - любитель, а отнюдь не профессионал в этой области, а профессионалы знают, что монотеистические идеи гораздо старше, чем я о них думаю. И разница между Илуватаром и, допустим, калевальским "отцом небесным Укко" не так уж и велика?
"Прикол" Мелькора над наивными собратьями - предложение установить Светильники на столпах изо льда, это то, что порадовало отдельно. Великий Ульмо, творец вод не узнал в гриме одно из агрегатных состояний своей стихии, что ли?
Впрочем, это не единственный случай у Профессора, когда сложнейшее мифологическое и\или философское построение соседствует с наивным до примитивности. И тут - опять таки аплодисменты стоя Толкину-версификатору - такой же неоднородностью полна и Библия. )))
+++++++++++++++++++++++++++++++++
А как у них? У Детей Ночи, в смысле?
Ирхана - уникальнейшее социокультурное явление. Прежде всего потому что её картина мира представляет собой органичный сплав рационального и архаического.
Рациональное Дети Ночи волей-неволей унаследовали от человечества, в отличие от них самих, успевшего пройти долгий и непростой путь познания и созидания. Человечество планеты Орна, по крайней мере, та его часть, что образовала в итоге Ариалль, пожалуй, даже "старше" земного европейского. Через книги, интернет (Ахэриаль), разговоры с доброжелательно настроенными людьми и хантаарьенн, фильмы, игры етс к Ирхане приходило строго рациональное знание об окружающем мире, основы естественных и технических наук. Сведения же о мифологических, эзотерических, религиозных и просто различных древних человеческих представлениях о мире Дети Ночи получали опосредованно - через историю и литературу. И, что совершенно естественно и логично, не спешили заимствовать.
Но сами Дети Ночи, будучи культурой очень юной, конечно же нуждались в том, чтобы самим пройти те же стадии развития мировоззрения и накопления опыта, которое давным давно уже миновало человечество. Это противоречие и породило в итоге органичное сплетение, казалось бы совершенно несовместимых социокультурных черт.
Например, поклонение человеческому Всеотцу (Доминирующая в человеческих кругах Ариалль религия в общих чертах напоминает земной иудаизм) со всеми его томами богословских трудов и бурной, довольно кровавой в прошлом историей совершенно не прижилось. А потребность в религиозном осмыслении мира реализовалась в обожествлении Великой Белой Электрички (Персонификация явления, вызвавшего в итоге Ночные Народы к жизни), многочисленным и разнообразным духам-хранителям и умершим славным предкам (у Грузовиков). Такая религия, будучи созданной уже при наличии рационального знания, разумеется, не впитала, да и не должна была, никаких додревних мифологических представлений человечества, и строго научное знание нисколько ей, религии, не мешает.
Белая Электричка "пришла из Космоса" и "разбудила сердце Города". (Что это на самом деле был за процесс, не знают ни Ночные исследователи, ни Дневные). Дети Города были "пробуждены при соприкосновении измерений" (Многомерность мира признаётся аксиомой и у тех и у других учёных), чтобы "найти путь к единству и гармонии". Когда эта цель будет достигнута, "Она вернётся, и откроются небеса для полётов, ибо настанет мир на все времена" Никакого рая, царства небесного, как обители дармового вечного блаженства, при этом не обещается, говорится только, что "всякий труд станет радостен и любой на улице встречный будет другом тебе", а так же предрекается, что "будут постигнуты тайны времён и пространств", "каждый сможет обитель выбрать себе среди бесчисленных миров и именем своим звать созвездие", то-есть, вырисовывается картина прекрасного космического будущего, похожая на реалии земных фантастических утопий.
Для того, чтобы приблизить это великолепное будущее следует соблюдать некоторые нравственные нормы, главной из которых почитается бережность по отношению к среде обитания "в великом и в малом деянии" и неукоснительно придерживаться Арханы ("Братства" или "Солидарности"), то-есть свято исполнять по отношению даже к лично незнакомым собратьям долг взаимопомощи и взаимозащиты. Нарушитель законов Арханы считается обесчестившим себя и изгоняется. Но это - земная кара, а не небесная, всякое подобие преисподней отсутствует в этой религиозной системе, упоминается только, что такой нарушитель "несозвучием своим отторгнут от сердца Города и нет ему места более нигде" На людей (Не хантаарьенн, а именно людей Архана по умолчанию не распространяется, скорее наоборот, но некий конкретный человек в силу личных качеств и обстоятельств жизни может быть "Итираимо-вэй хэнноро" - наречён братом, а значит - включён в Архану со всеми вытекающими.
Касательно посмертной участи Детей Ночи, хантаарьенн и людей традиция признаёт бессмертие души, но опять-таки - не признаёт никаких "особо продвинутых "царств небесных". Душа рассматривается как некая психоэнергетическая цельность, могущая обладать волей и направлять эту волю. Квэллиэн говорят о неком "Городе-над-проводами", в котором "отдыхают те, что оставили плоть", но тут же упоминают, что "это, конечно условность и просто для облегчения восприятия". Но очень сильные души, ярчайшие индивидуальности, тем не менее, "хранят Город со своих звёздных улиц и крыш" а то и вовсе "остаются среди живущих ныне". За этим стоит реально существующее явление - случаев, когда умерших и погибших видели, или реально ощущали их присутствие описано несчётное множество. Так же считается, что можно "выбрать свою дорогу" в посмертии, исходя из личных представлений о благе. (Души же всяких Альдиен никуда не уходят и ничего не выбирают, они "накапливаются как мусор" в памяти Города).
Как-то я увлёкся... Похоже, понятие "ноосфера" значит для Ариалль несколько больше, чем это привычно землянам, да и представляет собой нечто, несколько более материальное, что ли? Или скорее трансматериальное... Вернёмся к потребностям архаического мышления и их реализации.
Эпос Ирхана вполне себе творит, и научная картина мира нисколько этому процессу не мешает. Только героями его становятся реальные исторические деятели, разумеется "обрастающие" красивыми мифологическими подробностями. Хэйсинно Семь Дверей, Ордхэннец, прекрасная Хиайентэ вдохновляют целые армии деятелей искусства, но в произведениях этих деятелей могут вполне мирно соседствовать с персонажами чисто фантастическими, всецело выдуманными. (А пройдёт ещё лет восемьсот, и выдумку от правды будет вообще не отличить). Но ведь и в земной культуре можно встретить множество похожих примеров, чего стоит один только Аттила-Атли в эддических песнях)).
Но вернёмся к картине мира. Она рациональна, научна и гелиоцентрична. Она признаёт (В тамошних реалиях вынуждена признавать) некоторые явления, которые на Земле-матушке называются исключительно "аномальными" и вопрос их существования лежит в области гипотез. (Например, ариалльские Мерцающие Кварталы - ползучие аномалки, каждая - со своим набором индивидуальных свойств и начатками разумной воли). Там на Орне это - реальность.
В общем-то анимизация всего и вся, религиозное и сказочно-мифологическое осмысление мира для Детей Ночи в какой-то мере игра, творческий эксперимент. Поэтическая картина мира с Белыми Электричками и Звёздными Лестницами вовсе не является обязательной и единственно имеющейся. Можно быть и вовсе "атеистом", признавая только "сухую" науку с терминами, можно - строго наоборот.
И это прекрасно, товарищи! Потому что никаких аналогов инквизиции и религиозных войн у них точно никогда не заведётся. )))
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
А мне ещё разбираться и разбираться в этом. О Вийтэ Алина Рэйли, увеличь мне продуктивность мозга порядков на двести!!!