Долой Варду - я её совсем-совсем никак не люблю. Долой и Ульмо - про него я не смогу сказать ничего примечательного, а арты уже были и совсем недавно. Так что Ауле.

Я очень люблю Ауле на самом деле. Почему-то фэндом незаслуженно им пренебрегает, а меж тем, личность-то интереснейшая.
Начнём хотя бы с того, что он тоже Вала-мятежник, хотя и далеко не такой яростно-яркий и непримиримый как Мелькор. Ауле первым из собратьев (даже прежде помянутого Мелькора) задумывается о сотворении разумных Воплощённых, и не только задумывается, но и осуществляет свой опыт. Правда, из этого прорывного эксперимента толком не получается ничего, ну, или во всяком случае, не получается сразу. Но факт остаётся фактом - дерзость мысли скромного, вроде бы, работяги превосходит мелькоровскую.
Вообще, этот эпизод с гномами тоже какой-то туманный. В изложении "Сильма" волей-неволей это выглядит так, будто Эру принципиально настоять на своём - и только. Ибо как-то не верится, ну, интуитивно не верится, что эти самые гномы были как-то ущербны. Выпускать в жизнь откровенную недоделку - разве это не попросту противоестественно для всей кузнецовой натуры? Но даже, если и так, даже, если Ауле и в самом деле не хватило силы и опыта дать гномам полноценное существование - почему это Эру не мог просто помочь ученику, а не устраивать ему чуть ли не назидательную порку? Не люблю Илуватара, не люблю! В ЧКА эпизод не "выглядит", а является мерзкой илуватаровой выволочкой, и дядьке Эру уже откровенно хочется бить морду. Но вернёмся к Ауле...
Продолжим тем, что Вала-Кузнец - невероятно светлая личность. В отличие от многих других гениев (и мелькоровского тоже, кстати), выдающийся талант Ауле тех, кто рядом согревает, а не обжигает. Кователь непомерно богат душой и так же непомерно ею щедр. А ещё именно Ауле (не Тулкас!!!), на мой взгляд олицетворяет собой и вмещает в себе самые лучшие типично мужские качества. Он основателен, надёжен, как сама Земля, постоянно занят работой, не ревнует знания и не скуп на подарки, да и руки у него золотые! В общем, если бы у меня мог быть идеал мужчины, это был бы Кузнец, и никто другой.
Его отношения со всеми остальными, начиная с жены тоже очень интересны. Вынужденный конфликт с Йаванной - его дети и ученики не могут не быть вынужденно жестоки к её творениям. Отношения с Майроном-Сауроном и Курумо. Жизнь с учениками из Нолдор. Неизбежные "разборки" с Мелькором за власть над плотью мира... Неужели такая вот проблематика никому не интересна? Но при этом интересны чьи-то воображаемые потрахушки?
В ЧКА показан Ауле трагический. Талантливый и доброжелательный созидатель, влюблённый в своё дело, но абсолютно уязвимый перед чужой злобой и подлостью. Он - первый, кто испытал в юном мире страх и боль. (Только представьте - первая в мире боль! Неудивительно, что потом он так беззащитно-нерешителен). Он утрачивает "приёмных" майяр, которых ему сначала суют в руки, не особо спрашивая согласия, но Ауле сумел к ним привыкнуть, искренне их полюбить, но вынужден всё так же без согласия "отдать обратно Мелькору". Он до последнего старается поступать "как правильно", сохранять мир со всеми, но вместо того, чтобы проникнуться уважением к этому кроткому мужеству, "инквизитор"-Манвэ толкает Кузнеца к сущему палачеству, а значит - и проклятью "не быть более творцом". (Кстати, учеников из Нолдор он тоже теряет, по обоим канонам)...
Всё это - интереснейшее "душевное строительство", если бы кто-то озаботился тем, чтобы эти истории писать - было бы захватывающе совершенно.
Но увы - не пишут. Похоже, бедного Ауле постигла всё та же неблагодарная судьба, что и людей его склада - просто честный работяг. К сожалению, хотя мир держится именно на них, он нисколечко не даёт себе труда это осознать. И "соль земли" совершенно теряется на фоне более эффектных на первый взгляд окружающих.