Нельзя совсем уж расслабляться и картошничать! Вот возьму - и хотя бы серию постов про любимых артовских обитателей продолжу, а то как-то давно не было.
Пусть сегодня будет... Ну, хотя бы Феанор. Давно хотелось хоть как-то собрать в кучу обрывки мыслей по поводу этого деятеля. Попробуем...
Начнём с того, что я его люблю!
Во-первых - как одного из считанных немногих по-настоящему ярких персонажей в "Сильме". Подавляющее большинство таковых персонажей (Как версификации эпоса и положено) однозначны и символичны, не столько личности, сколько персонификации того и сего. Этот - злоба, тот - гордыня, а та - наоборот, самоотречение. О Феаноре так не скажешь, он не символ, он - личность. К тому же - личность роковая и исключительная. Не лезущая ни в какие рамки и не укладывающаяся ни в какие определения.
Во-вторых, он действительно вызывает восхищение. Талантлив, обаятелен, до безрассудности храбр, огненно-горд и дерзок мыслью чуть ли не как сам Мелькор. И к тому же он - лидер-харизматик, настоящий мятежник, собою поджигающий мир и каждый шаг свой делающий - в Историю. Чем-то он напоминает и Гитлера - тоже прирождённый вождь, тоже великолепный оратор, тоже сжигает в своём пламени всех, кто ему поверил и пошёл за ним, но как же притягательно это бушующее пламя...
Нет, быть кем-то из его близких, или, допустим, жить с ним в одной квартире мне бы не хотелось. Огненным вихрем лучше любоваться на расстоянии. Но ведь не любоваться-то - невозможно! Даже вполне отдавая себе отчёт в том, что по большому счёту-то вышеозначенный Феанор - мерзавец, нет сил не взвизгивать восторженно каждый раз, когда он рвёт в клочья все до единого представления о должном и устоявшемся, о хорошем и правильном, о...
И не удивительно, что жил Огненный Дух по тексту так мало. Ему попросту тесно в в слишком однозначном и упорядоченном, расписанном от сих до сих мирке "Сильмариллиона". Он приходит, чтобы взорвать его, и только.
Но ведь как говорил один симпатичный отступник из совсем другой сказки: настоящее искусство - это взрыв.
А если Феанаро что-то собой и символизирует - то именно настоящее искусство. То, которое - яростная вспышка, то, которое требует жертв и стоит этих жертв, то, которое... И Мелькор, похищающий Сильмариллы - самый преданный жрец этого искусства. Впрочем, о таких вещах трудно всего лишь словами...
...И туда же - мудрый и страшный рассказ Акутагавы о художнике, который заживо сжёг свою дочь ради великой ширмы. Туда же...
А "После Пламени" я люблю. Я вообще люблю все истории и мистерии Мелькора и Феанора, для меня это - ещё один "демиургический пейринг", как и Мелькор\Манвэ, только это взаимодействие-творение уже, так сказать, "по вертикали" - союз Изначального и Воплощённого...
Пошёл бы я в Исход, будь у меня такая возможность? Конечно, пошёл бы, куда б я делся-то...