Прочитал я постом ниже процитированную статью. Упомянутый в ней пост про камбоджийских девочек прочитал тоже. И по ассоциации со словами
"Эти девочки -- настоящие жертвы. Жертвы, которые не могут изменить свои жизни самостоятельно. Нет у них, сидящих в нагретых раскалённым камбоджийским солнцем железных будках, такой возможности. Их её лишили." вспомнил свою уже давнишнюю идею сказать несколько слов на ещё одну обрыдлую тему.
====================
В последнее время мне часто попадается на глаза странноватый термин - "психология жертвы". Причём, употребляется он в значении исключительно негативном и применяется почему-то к людям, о которых гораздо более удачно и логично говорится, что им "корона жмёт". Некто ведёт себя так, будто все до одного окружающие должны ему миллион евро, но злокозненно не отдают - это у него "психология жертвы". Некто бесконечно обвиняет в своих собственных промахах, а то и сознательно сделанных гадостях кого угодно, кроме себя, даже Путина и погоду - это у него "психология жертвы". Некто знать ничего не желает о хотя бы минимальной ответственности за свои поступки, а когда его прижимают к стенке, включает режим несправедливо обиженной деточки - конечно же. это "психология жертвы".
читать дальше
Доходит до маразма: большинство из нас вообще боится показать, что нам бывает страшно и больно, признаться в том, что однажды нас действительно несправедливо обидели. Потому что сделать так, значит - рисковать нарваться на то, что нас самих довольно злорадно уличат в этой самой "психологии жертвы" и проассоциируют с вышеописанными "нектами". А это, мягко говоря, неприятно. В ситуации, когда всё реально худо - вообще невыносимо. Ну, и конечно же, ёжику понятно, что в девяносто девяти случаях из ста фразочки типа "Прекрати вести себя как жертва" - это аккуратно завёрнутое в привычную вежливость "У меня нет ни малейшего желания тебе помогать, хоть пропадом пропадай, мне всё равно, и за моё равнодушие нисколечко не стыдно". В сотом случае имеет место быть зашкаливающий уровень хмм... хрустальной наивности.
Но давайте присмотримся к самому этому устоявшемуся выражению "психология жертвы". Слово "психология" иногда используется в значении "характерные особенности мышления, восприятия мира и построения жизненных стратегий". Говорят, допустим, "психология подростков", "обывательская психология". "психология творческого человека" и т. д, можно подставить любую человеческую категорию. "Жертвы" - это тоже категория, так что про их психологию тоже можно так общо сказать.
Теперь о том, кто такая "жертва". Да, Господи, "жертва" - это любой кто угодно, с которым случилось что-то очень плохое. Любой, кто от чего бы то ни было ПОСТРАДАЛ. Понёс ущерб. Жертвы бывают чего угодно - терракта, болезни, природной катастрофы, железнодорожной аварии, уличного грабежа, пожара, врачебной ошибки - список бесконечен. А если меня покусала собака, значит, я - жертва собаки.
И у жертв чего угодно есть, действительно есть, вышеупомянутая "психология" - некая общность в мышлении и восприятии. Жертва, как правило, мир какое-то время видит по-своему, "по-жертвовски". И в наиболее выраженных случаях это называется ПТСР, считается болезнью и требует реабилитационных мероприятий. И ежу понятно, что никакая "корона" пещерного эгоизма тут и рядышком не валялась. (Начнём с того, что у всамделишной жертвы чаще всего нет сил какие-то там права качать - ей больно и страшно, а ещё она кромешно устала от всего этого свалившегося ей на голову дерьма).
Жертвы психологического террора, детских травм, простой человеческой глупости и простой же человеческой подлости тоже бывают. Мысль далеко не нова, правда? Но почему-то они зачастую вызывают у окружающих вместо сочувствия едва ли не злорадство. Либо же - этакое снисходительное презрение: "В Африке дети голодают, а ты, фиЯлка этакая, тут со своими душевными болячками носишься". Даже и сами такие жертвы зачастую испытывают стыд и чувство вины из-за того, что не могут сами справиться со своими травмами, не могут "положить прибор", не могут... В общем, чего-нибудь такого не могут, даже всерьёз посочувствовать голодающим детям Африки, потому что внутреннего ресурса на это у них нет. А психологи на полном серьёзе советуют "ни при каких обстоятельствах не позволять себе чувствовать себя жертвой".
Простите великодушнейше, но откуда это вообще взялось? Где логика? Чем с этой - общей точки зрения жертва психологического насилия отличается, допустим, от жертвы дорожной аварии? В обоих случаях мы имеем некого человека, с которым внезапно стряслось нечто болезненное и очень страшное, в результате чего человек испытал некий ущерб.
Вообразите себе, ну, например, такие рекомендации:
- Чтобы у вас перестала болеть ваша сломанная в трёх местах нога, прежде всего постарайтесь принять с любовью сбившую вас машину. Отпустите прошлое, найдите позитив в произошедшем, улыбнитесь новому дню. И вообще, хватит уже тут стонать, идите на работу, нытиков никто не любит, так что просто не парьтесь. Да, ещё - ни в коем случае не считайте себя потерпевшим, вы должны сами нести ответственность за совершённый на вас наезд.
А теперь представьте, что наш условный невезучий пешеход такие советы получает ещё и ВМЕСТО помощи травматолога. Представили?
А теперь замените ногу на душу, машину - на каких-то обидчиков, или просто злую судьбу, которая "недодала" чего-то - здоровья, денег, возможности родиться и жить в более подходящем климате, да мало ли, чего она может там "недодать". И получите вполне расхожие фразы, каждый из нас их неоднократно слышал, читал, а то и сам говорил.
Ну, ладно, хватит маразма!
Если вам сделали больно и плохо, вопреки всем советам и рекомендациям начните с того, чтобы ПРИЗНАТЬ СЕБЯ ЖЕРТВОЙ. Многие люди склонны недооценивать разрушительное влияние окружающих и\или обстоятельств на свою жизнь. Сплошные "да, ладно, я сам дурак", "надо было вести себя иначе" и "на самом-то деле мама меня любит". Но отрицать, что на вас наехала судьба так же глупо, как и отрицать, что на вас наехала машина.
Дальше продолжаем эту линию сравнения. Что делает жертва аварии на дороге? Правильно - она ВОССТАНАВЛИВАЕТ, то, что можно восстановить после аварии. Получает медицинскую помощь. Решает, подавать или не подавать в суд на нерадивого водителя. Берёт больничный. В общем, осознанно и адекватно делает всё, чтобы перестать чувствовать себя плохо и начать чувствовать себя, насколько это возможно, снова хорошо. И никто, понимаете, НИКТО её за это не осуждает. И сама она себя за это не осуждает. (Конечно же, всё это жертва делает, когда уже перестала корчиться на шоссе, воя от боли и более-менее пришла в себя).
Жертва психологической аварии должна делать ровно то же самое. Компенсировать себе полученный ущерб. Как? Разумно. Начиная с поиска ответа на вопрос: в чём именно ущерб, как его можно (если вообще можно) компенсировать и что в каком порядке следует предпринять для этого. Но на всё это, опять-таки, силы есть тогда, когда ты уже не орёшь от боли. А значит, прежде всего, жертве нужно обезболивающее. И обеззараживающее.
Анальгетик для души - это человеческое сочувствие, внезапно, правда? Подчёркиваю - человеческое сочувствие. Искреннее. Если в непосредственном окружении жертвы источника этого лекарства нет, сойдёт даже телефон доверия. Но анальгетик должен быть. Антисептик для души - это спокойное обдумывание произошедшего и принятие решения. А дальше уже должны следовать действия. направленные на его, решения, воплощение в жизнь. И вот не надо грызть себя и паниковать, если не всё и не всегда получается сразу. В случаях, когда речь идёт об обычной аварии, восстановительная терапия - тоже дело долгое и трудное.
А если возвращаться к обладателям "корон", то банальнейшая логика, помноженная на этическое чутьё и ту же ассоциацию, может легко и точно подсказать: каких эпитетов заслуживает дядя, который, однажды угодив под колёса, решил, что это неплохой повод любому встречному автовладельцу брызгать в физиономию кислотой, отбирать кошелёк. увечить машину, а пом искренне обижаться на попытки бедного водителя пригрозить ему судом. Уж точно не жертвой, у жертвы ни на что подобное обычно здоровья не хватает.
Конечно, об этом всём можно было бы сказать полнее и лучше, но я сейчас сам жертва. Всё той же температуры.