Прикольные чашки и национальные традиции...всегда любила красивые чашки и всякую посуду. Ну как отказаться от чая или кофе из такой вот емкости:
читать дальше









Прям невольно жалеешь Айзена, которому приходилось поить Эспаду чаем из унылых одинаковых чашек.
Хотя на самом деле японская посуда достаточно разнообразна, даже самая что ни на есть традиционная. Хотя что считать традицией...

Традиционная японская посуда в своем развитии прошла множество этапов.
Маленькая справкаНачиналась все с посуды бидзэняки, изготовленной из специальной липкой глины. Характерной особенностью этого материала являлся высокий уровень содержания железа. Первые упоминания о бидзэняки относятся к двенадцатому веку.
В шестнадцатом веке в Японии развивается стиль хасамияки – это первая посуда из фарфора. Наиболее популярными для хасамияки цветами были белый и синий, а сама посуда выглядела прозрачной с красивым бело-синим узором.
Киояки как направление возникло в семнадцатом веке. Для этого фарфора характерным было использование золотистого цвета и смешение разных стилей техники.
Известным также является и стиль этиндзэняки. Эта посуда производилась в Японии с конца двенадцатого века. За длительный период существования этиндзэняки претерпевала не одно изменение. Поначалу это была обычная посуда для ежедневного использования без глазури. Затем мастера начали производство и лакированной посуды – обычно она имела плоский вид и естественно-желтый цвет. Со временем начали выпускать и посуду с глазурью.Традиционная японская посуда обязывает к соблюдению традиционного этикета при трапезе. Ни в одной стране, кроме Японии, нет такого разнообразия столовых приборов. Для традиционного семейного ужина нужны чашки для риса и супа, соусники, тарелки для суши, блюда и миски, а также чашечки для саке. В большом ходу находится лакированная посуда - кувшины для саке, подносы, чашки для тушеных блюд. Деревянная утварь также востребована. На столе японцев также присутствует подставка для хаси, посуда для приправ – маленькие блюдечка, крохотные ложечки, кувшинчики для соевого соуса, подставки для подачи темаки, индивидуальные керамические тарелки для подачи суши, деревянные суповые тарелки для супа мисо. Для каждого времени года японцы используют посуду разного цвета. Но для сервировки стола, например, совсем не обязательно, чтобы вся посуда была из одного сервиза.
В японском буфете всегда найдется:
читать дальше• Ван (чаши) для риса и супа. Чаши подают вместе с крышкой, которая позволяет сохранить ароматы, даже когда еду необходимо прежде подогреть. Крышки имеют ещё функцию удивить, восхитить. Человек, которому подают блюдо, находится в состоянии ожидания и предвкушения.
• Хати (сервировочные чаши) для основных блюд. Хати больше чем Ван, шире, круглее, но мельче.
• Тяван (пиалы) используются главным образом для чая, буквально означая «чаши для чая». Из цилиндрической формы тяван, на небольшой ножке, развилась чайная кружка.
• Катакути (чаша с носиком) для соусов, уксусов, сакэ, иногда чая.
• Соба Тёко (чашка для соуса для лапши) напоминает небольшую чашку без ручки. Используют для соуса, в который обмакивают лапшу.
• Тяцу (блюдца на высокой ножке). Тяцу применяется для гарниров, намасу (морепродукты и овощи, маринованные в рисовом уксусе), сасими.
• Добин (заварные чайники), керамические изделия для чая, воды, сакэ. В прошлые времена добин изготавливали из металла.
• Токкури (бутыли для сакэ), раньше их употребляли для любых жидкостей, теперь исключительно для сакэ. Токкури может быть самых разнообразных форм, как впрочем, и остальная посуда, маленькими и в форме тыквы, высокими или цилиндрическими.
• Тирори (ёмкость для нагревания сакэ), в неё помещают токкури. Тирори вместе с токкури затем ставят в горячую воду, чтобы нагреть сакэ. Типично тирори высокий предмет и имеет цилиндрическую форму.
• Бон, Дайбан (подносы, столики-подносы) — лаковые изделия квадратной или круглой формы, предназначенные для того, чтобы на них расставляли остальную посуду с едой.У японской посуды есть узнаваемый дизайн.
читать дальшеПростые прямоугольные, квадратные, треугольные и круглые формы без особых изощрений присущи японской посуде, а белый цвет заменен чаще другими натуральными цветами. В качестве украшений выступают незатейливые рисунки растений, цветов и птиц. Именно японская посуда предполагает ручную роспись, а это значит, что подобное творчество доступно только профессионалам. Ручная работа выполняется способом литья из различных масс, а потом заливка разной цветной глазурью, которая делается из минералов. Посуда бывает разная: керамическая массивная с неровной поверхностью, также она может быть украшена толстым слоем глазури различных оттенков, а также из тонкого фарфора белого цвета с рисунками. Японская посуда не боится быть и яркой. Например, красные краски вместе с золотом и растительными рисунками вполне приемлема для любого интерьера или некоторых наборов посуды. А называется такая яркая посуда «Кутани». Красно-оранжевые вкрапления на молочную посуду делаются благодаря различным веществам железа.
Синее вкрапление на белом фарфоре называется «Имари».

Сино (сино яки) – популярный стиль японской глиняной посуды. Изделия, покрытые легко опознаваемой толстой глазурью молочно белого цвета, оранжевыми пятнышками из-за окиси железа, нанесенными кисточкой, и характерной особенностью — крошечными отверстиями («суана», гнездышки). Из-за «суана» мастера чайной церемонии называют изделия «юдзухада», кожица цитрона. Сино один из четырех стилей Мино керамики, известной с конца 16 столетия, и производимой в областях Сэто и Мино префектуры Гифу. Вообще, все четыре стиля имеют самое непосредственное отношение к чайной церемонии. У Сино-яки есть подстили. Э-Сино (декоративная или «картиночная» керамика, окись железа под глазурью сино, «сино-увагусури»). Мудзи Сино – белый цвет. Ака-Сино – красный цвет. Бэни Сино – сафлор. Нэдзуми Сино — серый или «мышиный» цвет глазури. Формы посуды приземистые, цилиндрические, толстые, но по весу изделия легкие.

А вот Орибэ (орибэ яки), ещё один стиль Мино керамики - глазурь медно-зеленого цвета с рисунком смелой формы.


Селадон (сэйдзи) - глазурь бледно-серовато-зеленоватого оттенка, подобно нефриту, благодаря легкому тону делает изделия идеальным выбором в весенний и летний сезон. По замыслу, у человека, принимающего пищу, не возникает желание съесть слишком много.

Японцы считают, что в разное время года должна быть и разная посуда.
читать дальшеОсновные цвета осени — черный, темно-коричневый, зеленый, нежные оттенки оранжевого и желтого цвета. Зима – белый, серый, темно-коричневый, синий цвет. Изделия в обоих случаях — глиняные изделия в стиле Мино, Орибэ, керамика, лак. Весна – яркие цвета, красный, ярко-зеленый, голубой, белый, желтый, розовый. Лето – прохладные оттенки, цвет зеленой листвы, цвет соломы, черный, синий и белый цвет. «осенняя» и «зимняя» посуда передаёт чувство уюта и теплоты, «весенняя» и «летняя» посуда – ощущение прохлады и беззаботного отдыха.
Цвета «осенней посуды» воспроизводят изменяющиеся цвета природы Японии – деревья, листья, растения и другие элементы натуральной природы. Зимой, как следует ожидать, — это снежный пейзаж.
Столовая посуда для осени и зимы удовлетворяет самые жесткие запросы по эстетическим качествам, обнаруживая теплоту в структуре материала и свойствам, способным выдерживать высокую температуру еды. «Осенние» и «зимние» столовые изделия, как правило, тяжелее и тверже по структуре материала.Фарфоровая посуда для японского банкета состоит из различных блюд, украшенных различными узорами.
читать дальшеК тому же такие предметы соответствуют подаваемым блюдам и времени года. На японских банкетах сервировочные подносы выполняют ту же функцию, что и европейские салфетки, которые подстилаются под тарелки. Блюда для чайной церемонии подаются к столу на отдельных подносах, которые снабжены ножками и фактически выступают индивидуальными столиками.Зато у японцев всего лишь один столовый прибор – палочки хаси.
читать дальшеТрадиционно они делаются из слоновой кости. Бывают деревянные, лакированные и пластиковые палочки. Хаси отличаются по цвету, размеру и предназначению. Есть хаси для мужчин и женщин. Мужские палочки на несколько сантиметров длиннее женских. Бывают и детские хаси. В японском доме у каждого члена семьи есть по две пары палочек: одну пару используют дома, а вторую носят с собой.
Хаси не так уж просты в использовании. Обычно новичкам-хаси-пользователям советуют следующее:
читать дальше1) Для еды у всех должны быть собственные хаси. Это позволяет подобрать такие, какие нравится именно вам — плоские, острые, треугольные, закругленные. Из практически любого материала, да хоть бы и из золота.
2) Никогда не зажимайте палочки в кулак. Если поблизости окажется, к примеру, японец, он воспримет этот жест, как угрожающий. А оно вам надо?
3) Не втыкаем палочки вертикально в рис. На родине вашего соседа-японца так делают в поминальной службе, увидеть такое за трапезой — знак, что скоро кто-то умрет.
4) Если вам по какой-то причине нужно отложить палочки в сторону, воспользуйтесь специальной подставкой, хасиоки. Причем класть палочки нужно острыми концами влево.
5) Палочки предназначены только для того, чтобы захватить кусочек и отправить его в рот. Кусочек выбираем предварительно, до того, как взялись за палочки. Если прикоснулся — бери и ешь, это правило строгое. Понятное дело, что копаться палочками в тарелке, ворошить еду, облизывать их и пр. — нельзя.
6) Вообще, палочками ничего нельзя делать — ни рисовать, ни стучать по предметам сервировки, подзывая официанта, ни махать ими в воздухе. Передавать еду другому человеку — тоже нельзя. Азия вообще довольно табуированный регион, и на застольном этикете это отразилось в полной мере.
Для риса или супа используют чаши Ван с крышками, где еда хорошо сохраняется и не остывает. Блюдца с высокой ножкой используют для гарниров из морепродуктов, а также и для овощей.
Чаша с маленьким носиком называется Катакути, и ее используют для соусов. Из-за огромного количества соусов в японской кухне и их повсеместного распространения соусники стали необходимым предметом для каждой трапезы. Чаще всего они делаются прямоугольной или круглой формы небольших размеров. Высота их может достигать 3 см, края делаются пологими. В соусники не только наливают соусы, но и смешивают их, обмакивают при еде кусочки продуктов. Так, при заказе суши вы получите не только деревянную дощечку с роллами, но и соусник с соевым соусом. С японской традиции употребления сакэ связан целый набор специфической посуды.
читать дальшеЧаще всего сакэ подается в специальном кувшине, который непосвященным по своей форме может напомнит вазу. Кувшин сужается в центре сосуда, а в верхней части имеет расширение диаметра. Разливается сакэ гостям в рюмки, которые делаются небольшим объемом из керамики и фарфора. В Японии рюмки для сакэ предствлены двумя основными типами. Первые из них именуются отёко и имеют очень привлекательную форму раскрывающегося бутона цветка. Такие рюмки могут иметь и более простые очертания, широкие или более плоские, но используются они только в торжественных случаях и по праздникам. Второй вид японских рюмок для сакэ известен под названием гуиноми. Они представляют собой обыкновенные маленькие чашки и используются в повседневных случаях.

В каждом японском доме есть и набор чайной посуды.
читать дальшеВ Японии существует определенный этикет и специфика употребления чая. Пиалы Тяван предназначены для чая. Они могут быть разной формы. Заварные чайники Добин часто делают из керамики. Японские чайники часто выглядят как надутые воздушные шары, слегка сплюснутые с боков и со срезанной нижней частью. С двух сторон от крышки располагаются два ушка, за которые крепится к чайнику ручка. Чаще всего чайники изготавливают из традиционных для японской посуды материалов: керамики и фарфора, однако часто можно встретить чугунные чайники. Пьют чай, разливая по маленьким пиалам без ручек, держа их в руках.

Особенность японской еды на вынос - коробки бенто.
читать дальшеКоробки бенто предназначены для еды быстрого приготовления, доставки суши на дом или еды, которую можно взять с собой. Обычно они лакированные (современные, конечно, могут быть и из пластика). Подобная посуда имеет пять-шесть отделений для блюд и небольшую секцию для соуса. Простые коробки для школьного завтрака состоят исключительно из двух частей, которые могут ставиться одна на другую: верхняя часть нужна для овощей, мяса и рыбы, а нижняя часть - для риса.


Современные японцы в быту чаще всего используют обычные чашки-вилки-ложки: и дешевле, и удобнее. Хорошая традиционная посуда ручной работы, особенно антикварная, дорого стоит и высоко ценится. Но от национальных традиций японцы отказываться не намерены, и это привлекает к ним симпатии всего мира.