Это же Ангамандо, чувак!..
(А может, и наоборот - "глупничанье". Потому что все нормальные просто наслаждаются волшебством любимого мира, а мне бы всё алгеброй гармонию истязать...)
В общем, вспоминая и сравнивая главы о Сотворении Мира у Толкина и в ЧКА, я пытаюсь задаться вопросом: а как это было на самом деле? Как выглядело в реальности?
Нет, при моей, надо сказать, нехилой практике "астралопитекства", ченелерства и визионерства несложно вообразить себе и чисто энергетические формы существования и даже саму по себе Музыку Айнур. (Которая на самом деле не то, чтобы совсем музыка, но из всех понятий материального мира, именно слово "музыка" ассоциативно ближе всего).
Затруднения у меня в другом. А именно - в последовательности сотворения и в самом вопросе: а ЧТО на самом деле творили-то? КАКОЙ именно мир?
Дело в том, что в обиходе "миром" по логике можно назвать любое независимое от остальных вместилище некоей жизни. И само это слово можно понимать и как "планета" и как "структура". Понятие "структуры", конечно же шире, всякая планета - есть структура, но не всякая структура - есть планета, бывают ведь и разные "планы", "слои", "измерения", "узлы" и "перекрёстки". Вот, к примеру восхитительные белые пески Уэко Мундо - ни разу не планета, это именно что чистая структура - некое отдельное измерение, прослойка реальности. Планет в строгом смысле слова там нет, напротив, из некоторых, условно говоря, "тонких планов" некоторых планет, одна из которых - какая-то параллель Земли-матушки можно шагнуть в УМ. Но когда мы говорим о "мире Перна", или "мире Кринна" - мы имеем дело именно что с планетой в строгом смысле слова. Говоря о "мире Аарн", описываем сразу и скопление Аарн Сарт (Аарн Ларк) и кучу сопредельных цивилизаций, с Орденом Аарн связанных скорее общими моментами истории и культуры. В общем, само по себе слово "мир" слишком неконкретно и мало что сообщает об устройстве этого самого мира. А теперь вернёмся к нашим бара... к нашим светлым Айнур.
По Профессору Эру создавал всё, что угодно, только не полноценную планету. Потому что согласно даже обычному "Сильму", а не каким-то там запредельным черновикам, мир Арды стал круглым вследствие падения Нуменора. И было это чем-то, вроде катастрофы. По тому же "Сильму" изначально не было в Арде ни Солнца, ни Луны, зато было некое "бескрайнее внешнее море" (плоский мир, со всех сторон обтекаемый бесконечным океаном - классический взгляд древних людей на устройство Терры-матушки, но он, согласитесь, имеет мало общего с картинами реальной планетографии). Сотворить что-то подобное, конечно, можно, но только в виртуальной, чисто информационной реальности. Конечно, сейчас я имею в виду не чисто компьютерную виртреальность, а некий "слой" ноосферы Вселенной. Чисто по "Сильму" картина Айнулиндалэ цельна: некое высшее существо Эру решает создать свою структуру, начинает с того, что пробуждает других высших существ предполагаемых как помощники, а дальше они "пением" задают параметры, условно говоря, всё программируют. Где эта будущая реальность находится? Да в теории где угодно - в памяти, или воображении самого Эру, в одном из измерений информационной реальности, а может быть, она "приходится" одним из тонких планов некой уже существовавшей планете, где вполне возможно обитает своя цивилизация. Так, или иначе в качестве самостоятельной космической единицы это нечто плоское и без светила существовать, разумеется, не может и поддерживается волей Эру и Валар. Нехороший Мелькор, уязвлённый неудовлетворённым желанием перехватить у Эру контроль над его структурой, опять же логично ходит и гадит. Всё, казалось бы, очень славно, но...
Но ПОЧЕМУ всемогущему и всемудрому (А согласно Профессору ещё и единственному) Творцу занадобилось создавать этакую лабуду? Ему что, силушки не хватает "замутить" нормальную систему с нормальной обитаемой планетой, вращающейся вокруг своего солнца? Вряд ли. Что-то мне не верится в импотенцию Создателя, Значит, одно из двух. Или он не балрога не полноценный демиург, а чистой воды "виртуальщик". (Чисто информационные структуры творить гораздо проще, это даже сидя в тушке на Терре возможно с вероятностью). Или же Эру - вполне себе полноценное и независимое высшее существо, но создавал он ни балрога не полноценный независимый мир, а некий полигон для экспериментов. А иначе бы - см. выше. Для сравнения: в Библии, например, картина Творения гораздо логичнее, там Бог с самого начала "сказал: да будет свет, и стал свет", а потом уже начал заморачиваться с твердью земной, животными, человеками етс, етс...
А теперь возьмём мою любимую ЧКА. Все три версии сходятся на том, что Эру-Эрэ, будь он сколь угодно нехорошей какашкой, старт дал вполне себе полноценной планете. (Описание "шарика в ласковых руках Тьмы", утверждение, что Сайэрэ-Солнце было раньше, прежде Арты и т. п. много ещё). Только Эру, будучи всё-таки очень нехорошей какашкой, желает, чтобы всё в этом мире было ему подвластно и подконтрольно, а умничка Мелькор, во время своих одиноких шляний во внешней Тьме интуитивно постигший знания об основных законах Вселенной в целом, ему это сделать не даёт, вырывая Арту из-под слепого контроля и приводя к так сказать "общевселенской норме". Тоже всё более-менее стройно и логично, хотя и на иных, чем в "Сильме" посылках.
А вот друг на друга сильмовская и тёмная концепции не накладываются, не сходятся ну никак. Именно потому что "сильмовская" Арда - изначально, по крайней мере, не фига не планета, а нечто, явно неспособное существовать самостоятельно, без воли Эру, и нужно быть последним хмм... Морготом, чтобы это обстоятельство игнорировать. Впрочем... Впрочем, именно в результате действий-злодействий Моргота, а потом Саурона, Арда уплотняется, становясь всё более "нормальной" космографической единицей. Но тогда опять получается, что именно Чёрный Вала делает то, что нужно, а западные силы страдают ху... экспериментами. Если, конечно, исходить из того, что целью Эру был именно полноценный мир. Опять я запутался...
Хотя нет - распутался. Если предполагать,что предметом изначального противостояния Эру и Мелькора и был тот самый вопрос: а что мы, собственно, творим, товарищи? Тогда получается, мелькоров диссонанс сводился как раз таки к попыткам превратить виртуальное нечто в полноценное космическое тело, регулируемое только законами местной природы. В общем-то, лично мне ближе и симпатичнее "нормальная" кругленькая Арта, несущаяся с заданной скоростью по заданной орбите вокруг своего Сайэрэ заданной светимости, ведь всё-таки я логик, хоть и энергуй восьмидесятого левела. Но, увы и ах, опять же не ясно, чего добивался Эру изначально? Чем должна была стать эта его структура? Может быть, получив симпатичный космический шарик в лице Арты, Вселенная утратила нечто, более своеобразное и интересное в лице Арды? Увы, кроме самого Илуватара мне этого никто рассказать не сможет, а номера его сотового у меня почему-то до сих пор нет.)
В общем, вспоминая и сравнивая главы о Сотворении Мира у Толкина и в ЧКА, я пытаюсь задаться вопросом: а как это было на самом деле? Как выглядело в реальности?
Нет, при моей, надо сказать, нехилой практике "астралопитекства", ченелерства и визионерства несложно вообразить себе и чисто энергетические формы существования и даже саму по себе Музыку Айнур. (Которая на самом деле не то, чтобы совсем музыка, но из всех понятий материального мира, именно слово "музыка" ассоциативно ближе всего).
Затруднения у меня в другом. А именно - в последовательности сотворения и в самом вопросе: а ЧТО на самом деле творили-то? КАКОЙ именно мир?
Дело в том, что в обиходе "миром" по логике можно назвать любое независимое от остальных вместилище некоей жизни. И само это слово можно понимать и как "планета" и как "структура". Понятие "структуры", конечно же шире, всякая планета - есть структура, но не всякая структура - есть планета, бывают ведь и разные "планы", "слои", "измерения", "узлы" и "перекрёстки". Вот, к примеру восхитительные белые пески Уэко Мундо - ни разу не планета, это именно что чистая структура - некое отдельное измерение, прослойка реальности. Планет в строгом смысле слова там нет, напротив, из некоторых, условно говоря, "тонких планов" некоторых планет, одна из которых - какая-то параллель Земли-матушки можно шагнуть в УМ. Но когда мы говорим о "мире Перна", или "мире Кринна" - мы имеем дело именно что с планетой в строгом смысле слова. Говоря о "мире Аарн", описываем сразу и скопление Аарн Сарт (Аарн Ларк) и кучу сопредельных цивилизаций, с Орденом Аарн связанных скорее общими моментами истории и культуры. В общем, само по себе слово "мир" слишком неконкретно и мало что сообщает об устройстве этого самого мира. А теперь вернёмся к нашим бара... к нашим светлым Айнур.
По Профессору Эру создавал всё, что угодно, только не полноценную планету. Потому что согласно даже обычному "Сильму", а не каким-то там запредельным черновикам, мир Арды стал круглым вследствие падения Нуменора. И было это чем-то, вроде катастрофы. По тому же "Сильму" изначально не было в Арде ни Солнца, ни Луны, зато было некое "бескрайнее внешнее море" (плоский мир, со всех сторон обтекаемый бесконечным океаном - классический взгляд древних людей на устройство Терры-матушки, но он, согласитесь, имеет мало общего с картинами реальной планетографии). Сотворить что-то подобное, конечно, можно, но только в виртуальной, чисто информационной реальности. Конечно, сейчас я имею в виду не чисто компьютерную виртреальность, а некий "слой" ноосферы Вселенной. Чисто по "Сильму" картина Айнулиндалэ цельна: некое высшее существо Эру решает создать свою структуру, начинает с того, что пробуждает других высших существ предполагаемых как помощники, а дальше они "пением" задают параметры, условно говоря, всё программируют. Где эта будущая реальность находится? Да в теории где угодно - в памяти, или воображении самого Эру, в одном из измерений информационной реальности, а может быть, она "приходится" одним из тонких планов некой уже существовавшей планете, где вполне возможно обитает своя цивилизация. Так, или иначе в качестве самостоятельной космической единицы это нечто плоское и без светила существовать, разумеется, не может и поддерживается волей Эру и Валар. Нехороший Мелькор, уязвлённый неудовлетворённым желанием перехватить у Эру контроль над его структурой, опять же логично ходит и гадит. Всё, казалось бы, очень славно, но...
Но ПОЧЕМУ всемогущему и всемудрому (А согласно Профессору ещё и единственному) Творцу занадобилось создавать этакую лабуду? Ему что, силушки не хватает "замутить" нормальную систему с нормальной обитаемой планетой, вращающейся вокруг своего солнца? Вряд ли. Что-то мне не верится в импотенцию Создателя, Значит, одно из двух. Или он не балрога не полноценный демиург, а чистой воды "виртуальщик". (Чисто информационные структуры творить гораздо проще, это даже сидя в тушке на Терре возможно с вероятностью). Или же Эру - вполне себе полноценное и независимое высшее существо, но создавал он ни балрога не полноценный независимый мир, а некий полигон для экспериментов. А иначе бы - см. выше. Для сравнения: в Библии, например, картина Творения гораздо логичнее, там Бог с самого начала "сказал: да будет свет, и стал свет", а потом уже начал заморачиваться с твердью земной, животными, человеками етс, етс...
А теперь возьмём мою любимую ЧКА. Все три версии сходятся на том, что Эру-Эрэ, будь он сколь угодно нехорошей какашкой, старт дал вполне себе полноценной планете. (Описание "шарика в ласковых руках Тьмы", утверждение, что Сайэрэ-Солнце было раньше, прежде Арты и т. п. много ещё). Только Эру, будучи всё-таки очень нехорошей какашкой, желает, чтобы всё в этом мире было ему подвластно и подконтрольно, а умничка Мелькор, во время своих одиноких шляний во внешней Тьме интуитивно постигший знания об основных законах Вселенной в целом, ему это сделать не даёт, вырывая Арту из-под слепого контроля и приводя к так сказать "общевселенской норме". Тоже всё более-менее стройно и логично, хотя и на иных, чем в "Сильме" посылках.
А вот друг на друга сильмовская и тёмная концепции не накладываются, не сходятся ну никак. Именно потому что "сильмовская" Арда - изначально, по крайней мере, не фига не планета, а нечто, явно неспособное существовать самостоятельно, без воли Эру, и нужно быть последним хмм... Морготом, чтобы это обстоятельство игнорировать. Впрочем... Впрочем, именно в результате действий-злодействий Моргота, а потом Саурона, Арда уплотняется, становясь всё более "нормальной" космографической единицей. Но тогда опять получается, что именно Чёрный Вала делает то, что нужно, а западные силы страдают ху... экспериментами. Если, конечно, исходить из того, что целью Эру был именно полноценный мир. Опять я запутался...
Хотя нет - распутался. Если предполагать,что предметом изначального противостояния Эру и Мелькора и был тот самый вопрос: а что мы, собственно, творим, товарищи? Тогда получается, мелькоров диссонанс сводился как раз таки к попыткам превратить виртуальное нечто в полноценное космическое тело, регулируемое только законами местной природы. В общем-то, лично мне ближе и симпатичнее "нормальная" кругленькая Арта, несущаяся с заданной скоростью по заданной орбите вокруг своего Сайэрэ заданной светимости, ведь всё-таки я логик, хоть и энергуй восьмидесятого левела. Но, увы и ах, опять же не ясно, чего добивался Эру изначально? Чем должна была стать эта его структура? Может быть, получив симпатичный космический шарик в лице Арты, Вселенная утратила нечто, более своеобразное и интересное в лице Арды? Увы, кроме самого Илуватара мне этого никто рассказать не сможет, а номера его сотового у меня почему-то до сих пор нет.)
Учи астрономию и физику, златокудрый м*дила.
Комментатор подобен Ахэрэ в гневе! ))) ЖжОт, в смысле.
Мелькор, по словам одного юзера вконтакте, "с самого начала диссонирует от происходящего и воплощает в себе рациональность мира". (с)
Northern.Shadow, от такого маразматического происходящего (см. восхитительный коммент выше) и я сдиссонирую куда подальше на север и в горы! ))
Самое интересное, что ровно эти образы - утончённый светски-университетский Мордор в противовес мракобесному Западу и Саурон-просветитель мне рисовались уже очень давно. Ещё задолго до прочтения всевозможных "чёрных хроник", когда я предпринимал первые робкие самостоятельные попытки пофантазировать на тему: "а вдруг Саурон не такая уж вражина?"..
ficbook.net/readfic/94084
Там можете полистать по профилю - есть еще фанфики:
ficbook.net/authors/Mirimani
Пожалуй, всецело согласен., при условии, что само произведение - цельное, внутренне непротиворечивое.
Начал читать - так кошмарный Нуменор, в который не хочется верить, но верится... В остальном пока не очень разобрался.
Насчёт "полемизировать с ЧКА. Видит Тьма, я это иногда нахально делаю. ))))))
Нуменор у меня да, действительно кошмарный.
Истинно так! )
Что такое "гроккать"? Впервые такой термин встречаю.
Пресловутое Видение - разве это не интуитивный метод постижения? Похоже, у Эллери Ахэ и всех наследников их культурных традиций бытовала философская система, похожая на земной дзэн. Жаль, что о самой сути Чёрного Учения многоуважаемая автор сказала мало. (Вероятно, надеясь, что умеющий Видеть - увидит, а остальным и не любопытно))))
Пресловутое Видение - разве это не интуитивный метод постижения?
Вот именно что интуитивный. А тех, кто пытается применять научные способы - начиная с простейшей триады "тезис-антитезис-синтез" - этот канон сильно не любит.
а остальным и не любопытно
Вот, кстати, это и странно - что не любопытно. Потому что по описанному в Сильме можно сделать вывод, что страсть к познанию мира разными способами - видовая эльфийская черта. А куда она тогда у Эллери девается?
А вот не факт. Ковать и делать лекарства можно на "чувстве материала" - как некоторые камнерезы работают. Вот строить крепости таким способом проблематичнее... хотя с другой стороны - Гауди же как-то умудрялся работать, не заморачиваясь на предварительное просчитывание всего и вся.