Это же Ангамандо, чувак!..
расчленёнка, часть третья.
Валар "истаивают" и утрачивают силу по мере того, как мир обретает
форму и законченность [форма и строение вещей делаются все более опре-
деленными и установившимися.] Чем длиннее Прошлое, чем определенней Бу-
дущее, тем меньше места для важных изменений и беспрепятственных дейс-
твий в материальном плане, целью которых является не разрушение, а со-
зидание). Прошлое, однажды свершившись, стало частью "воплощенной Музы-
ки". Вносить изменения в Музыку имеет право (и может) только Эру.
Стоооп! До этого момента всё стройно и логично, а на последней фразе мозг взрывается. Потому что если имеется в виду ПРОШЛОЕ, то как, каааак, его можно изменить, даже, если тебя зовут Эру? А настоящее и будущее, вообще-то меняем (а точнее - формируем) мы все, да, абсолютно все живущие, в соответствии с волей (ну, или её отсутствием). Нет, можно, конечно, предполагать, что тут имеется в виду "даже волос не упадёт ни с чьей башки без воли Господа, ноесли в соответствии с правилами начатого тут мысленного эксперимента, "вычесть" христианскую апологетику, бред же полнейший получается.
Последним крупным действием валар демиургического плана было возведение
неприступных гор Пелори. Этот поступок можно счесть если не дурным, то,
по крайней мере, ошибочным. Ульмо был против. Это действие преследовало
одну благую, и законную, цель: сохранить от порчи хотя бы часть Арды.
Hо, на первый взгляд, оно было вызвано также себялюбием или небрежением
(или даже отчаянием)
Ну, надо же! Его Темнейшеству за Стеной Ночи икнулось - автор статьи признал хооть какие-то действия Валар ошибочными. (Мне, критикану, странно только, что именно это действие, а не то, что Валар допустили гибель Белирианд и Нуменора, например, но о том, что я думаю про Валар применительно к Нуменору я достаточно сказал в другом месте). Но рано радуется Его Темнейшество - автор, как становится ясно ниже, явно, сожалеет в первую голову о том, что далеко не всех эльфов Средиземья удалось в Валинор затащить/в Валиноре удержать, а люди вообще туда угодить не могут в принципе. (О хоббитах, гномах и тем более уж всяких мутантах вроде орков не говорится вовсе, похоже, их судьбы в этом контексте даже не рассматриваются).
- ведь попытка уберечь от порчи эльфов в Амане и
одновременно оставить им свободу не увенчалась успехом: (Выделение моё. И авторское сожаление об этом мне только мерещится, потому что я темнюк и параноик, или реально там есть?) многие отказа-
лись отправиться в Благословенное Королевство, многие взбунтовались и
покинули его. Что же касается людей, то Манве и прочим валар было хоро-
шо известно, что они вообще не смогут прийти в Аман; ведь людям не дано
такой долгой жизни, как валар и эльфам (жизни, равной жизни Арды). Та-
ким образом, "Сокрытие Валинора" немногим уступало в собственничестве
собственничеству Моргота: валар выгородили себе оазис света и благо-
денствия, противопоставив его тьме и насилию - дворец с садом (за креп-
кими стенами) против крепости с темницей.
Вот так вот! Дворец с садом против крепости с темницей - третьего не дано. Кто не попал в Валинор, тот сам себе (И светлым западным силам злобный назгул). Промежуточные варианты попросту отметаются, не рассматриваются. Выкидываются в мусор с милой детской непосредственностью. А самая соль "ошибки Валар"-то в чём? В том, что они оказались в чём-то подобны Морготу. А вовсе не в том, что не подумали головушкой прежде, чем жёстко разделить Мир на "благой" Валинор и "пропадай оно пропадом Средиземье". Средиземье, правда, как показывает практика, и без Валар не пропало, что показывает, собственно, то, что без прекрасного западного света жить вполне можно.
Если судить по существующим изложениям "мифологии", кажется, что
валар предаются эгоистичному ничегонеделанию; но, по-моему (хотя я ниг-
де на это не указывал и не объяснял), это только кажется; а мы так
охотно верим этому лишь потому, что все мы в какой-то мере подвержены
влиянию тени и лжи их Врага,
Ровно такое впечатление и складывается. Валар большую часть времени сидят и пинают... хмм... алмазные светочи. Причём тут Моргот? Он, что ли, эту мифологию писал именно так, чтобы сложилось ровно такое представление о валинорском житье-бытье? Или они с автором в соавтростве писали?
"мифология" дошла до нас из третьих рук: во-первых, она основа-
на на эльфийских записях и преданиях о валар и о том, что было между
валар и эльфами; и, во-вторых, записи эти дошли до нас (отрывками) лишь
с остатками нуменорских (человеческих) летописей, наиболее ранние части
которых ведут свое происхождение от эльдар, хотя позднее эти летописи
были дополнены [антропоцентрическими] историями и повествованиями, [где
речь идет о людях]. Правда, эти летописи дошли до нас через "Верных" и
их потомков в Средиземье, но все же и они не смогли избежать влияния
враждебности мятежных нуменорцев к валар, которая заставляла их изобра-
жать все в черном свете.
То-есть, автор статьи сам расписывается в том, что его источники содержат гораздо больше апологетики (иногда противоречивой), чем объективной информации. И это автору делает честь.
Вот только как эта цитата коррелирует с публицистической деятельностью некоторых читателей, воистину, как в известной шутке "готовых биться за профессорскую запятую"? И почему это предупреждение живёт здесь, в глубине справочно-сопутствующих материалов, до которых не всякий ещё читатель доберётся, а не в официальном предисловии к тому же "Сильму"?
Hо даже так, основываясь на истории в том виде, как она дошла до
нас, можно взглянуть на дело иначе. Когда валар запретили возвращаться
в Валинор взбунтовавшимся нолдор (которые ушли оттуда по своей воле,
будучи предупреждены о последствиях), это уже само по себе было спра-
ведливо. Hо, если уж мы осмелимся попытаться проникнуть в мысли Верхов-
ного Короля, чтобы разбирать мотивы и выискивать промахи, то, прежде
чем судить, надо вспомнить следующее. Манве был духом, обладавшим наи-
большей мудростью и предусмотрительностью из всех, живущих в Арде.По
"легенде", он помнил Музыку в целом лучше, чем кто-либо другой из обла-
дающих конечным разумом; и о нем говорится, что в то время он был
единственным, кто был способен напрямую общаться с Эру. Он должен
был понять, что дела Нолдор каким-то образом обращаются в оружие против
зла. Если рассмотреть ситуацию, имевшую место после того, как Моргот
ускользнул и снвоа водворился в своем жилище в Средиземье, мы увидим,
что нельзя было найти лучшего оружия, чем отважные нолдор, чтобы
загнать Моргота в угол, на север Средиземья, и практически дер-
жать его в осаде - во всяком случае, не давать ему ни минуты покоя, в
то же время удерживая его от безумного, бессмысленного разрушения. А
тем временем людям, по крайней мере, лучшей части рода человеческого,
удалось освободиться от его тени и встретиться с народом, что воочию
зрел Благословенное Королевство.
Тра-та-та-шечки, вот мы и добрались до прямого указания на то, что Манвэ - довольно циничный политикан. Мятежным Нолдор нельзя вернуться в Валинор (который большинство из них искренне считает единственной настоящей родиной), оказывается, не потому что они запятнаны проклятьем, не в наказание за бунт даже, а ровно прямым текстом потому, что в Средиземье они будут хорошим оружием против Моргота. Вот так вот! Изрезни в Алквалондэ военную выгоду изящно извлечь и после этого абсолютно бесскверным и непогрешимым считаться - вот высший пилотаж. Циничнейшие из земных демагогов нервно курят на обочине.
В союзе с воюющими эльдар люди достигли высшего доступного им сос-
тояния, а путем двух браков людям передаласькровь благороднейших эль-
фийских родов, в предвидении далеких, но неотвратимо приближающихся
дней, когда эльфы должны были "истаять".
Во-первых, вы уж, уважаемый автор, определитесь: или эльфы живут пока Мир вообще стоИт, или "истаивают". И что такого ценного в эволюционном отношении может дать аж целой популяции людей "вливание крови" от всего-то трёх браков, особенно, если учитывать, что потомство двух из них (Эарендил и Элвинг) вступили в брак друг с другом и всё равно оказались в том же Валиноре?
Последнее материальное вмешательство валар, завершившееся падением
Тангородрима, на деле можно рассматривать не как вынужденное или даже
запоздалое, но как рассчитанное с предельной точностью.
Я делаю на этом месте большие беззащитные глаза. Что было "рассчитано с предельной точностью"? Война Гнева? Повлёкшая за собой утрату доброй половины населённого Мира?
Оно предотвратило полное уничтожение эльдар и эдайн. [Эльдар и эдайн еще не были
полностью уничтожены.] А во время войны Моргот одерживал победы, но не
обращал внимания на большую часть Средиземья (Выделение моё).
Исходя из этой логики получается, что Моргот, (даже, если считать его какашкой и завоевателем хуже Гитлера), игнорировавший большую часть Средиземья, а в той части, которую не игнорировал изнитоживший отнюдь не всё был БОЛЬШИМ злом, чем война с ним, уконтрапупившая половину Мира. Весёлая логика у мудрых и прекрасных защитников добра и света. ;
война, на самом деле, ос-
лабила его: он утратил часть своей мощи, престижа (потерял один из
Сильмариллов и не сумел отвоевать его) и, прежде всего, часть своего
ума. Он привык быть "королем". Конечно, он был тираном великанского
роста и чудовищной силы - и все же для него это было колоссальным паде-
нием, даже по сравнению с его прежней злобой, ненавистью и ужасающим
нигилизмом. Он опустился до того, что ему начало нравиться быть коро-
лем-тираном, владеть покорными рабами и многочисленными воинствами, по-
винующимися каждому его слову.
Про великанские размеры вышеупомянутого Моргота я опять же, писал уже в другом месте. "Сорок тонн ползучего чёрного металлолома" не выдерживают ни малейшей проверки практикой, так что сорокатонность ему, явно, легенды приписали для пущего пафоса. (Хотя, если приписали сорокатонность, то разве не могли приписать что-нибудь ещё? Тому же Гитлеру, например, некоторые приписывают копрофилию. Для вящей морготности, тьфу, я хотел сказать - мерзотности злодейского образа).
А уж пассаж про то, что ему, Морготу, конечно, а не Гитлеру, "нравилось быть тираном" вообще ни в какие ворота не лезет, даже в циклопические ангбандские. Во-первых, представьте себе хоть одного правителя, который вообще не стремится иметь "многочисленные воинства, покорные его слову"? Если не такую армию хотеть, то какую? Маленькую, хилую и всегда готовую на мятеж, так, что ли? Рабовладение? Да, нехорошо. Но ведь житейские реалии Средиземья плюс-минус соответствуют земному раннему средневековью. В которое если не рабство, то крепостничество имело повсеместное распространение и альтернатив себе не имело. Увы, господа благодушные аболиционисты, не имело! Это вам не американская Конфедерация в девятнадцатом уже веке. Печалька, да. Но если уж так, то удивляться и поражаться следует не тогму, что у Моргота рабы БЫЛИ, а тому, что у кого-то другого их НЕ БЫЛО. (Если, конечно, и вправду не было. А может, просто в легенды не попало?).
Война окончилась успешно, и разрушена оказалась всего лишь неболь-
шая (хотя и прекрасная) область Белерианд.
Небольшая? Чем автор на карту смотрел?
Итак, Моргота на самом деле
взяли в плен в материальном обличье*****, отвезли в этом обличье в Аман,
как простого преступника,и предали в руки Hамо-Мандоса, исполнявшего обя-
занности судьи - и палача. Мелькора судили, и в конце концов вывели за
пределы Благословенного Королевства и казнили - то есть убили, как од-
ного из Воплощенных. Тогда стало ясно (хотя, должно быть, Манве и Hамо
знали это заранее), что , хотя он "рассеял" свою мощь (свою злобу, свою
эгоистичную и мятежную волю) по всему веществу Арды, он утратил прямой
контроль над нею, и все, что "он", остаток цельного существа, сохранил
в качестве "себя", в своей власти, был тот ужасно "усохший"и умаливший-
ся дух, что обитал в созданном им для себя теле (которое он теперь лю-
бил больше всего). Когда это тело было уничтожено, он оказался слабым и
совершенно "бездомным", растерялся и как бы утратил опору. Говорится,
что тогда его изгнали в Пустоту. Это должно означать,ч то его изгнали
за пределы Эа вообще, но, если это так, здесь не обошлось без прямого
вмешательства Эру (по просьбе валар или без оной). Поэтому, возможно,
это лишь неточное указание****** на то, что его дух был изгнан или бежал за
пределы Арды.
И стоило после этого вообще войну начинать? Сам пресловутый Моргот оказался хилым и дохлым, воля его "рассеянная по веществу" в веществе и осталась. (Разве в этой же самой статье это не говорилось выше). ЗАЧЕМ было проливать столько крови? Если уж Моргот такой никчёмный, если он совершенно деградировал и деградировать продолжает, то разве он не исчез бы рано, или поздно совсем? Ох, не похожи действия аманских миротворцев на мероприятия по спасению материального мира. А вот на сведение счётов похожи. Очень. Причём, на очень подлое сведение счётов, когда противника пинают, тщательно и рассчётливо дождавшись момента, когда он захирел и ослаб.
В общем и целом, Моргот-то, может быть и зло. Но лучше я буду с Морготом. Потому что противостоит этому злу такое добро, которого я больше зла боюсь. Не-не-не, товарищи, кто как, а я - в Ангбанд.
Валар "истаивают" и утрачивают силу по мере того, как мир обретает
форму и законченность [форма и строение вещей делаются все более опре-
деленными и установившимися.] Чем длиннее Прошлое, чем определенней Бу-
дущее, тем меньше места для важных изменений и беспрепятственных дейс-
твий в материальном плане, целью которых является не разрушение, а со-
зидание). Прошлое, однажды свершившись, стало частью "воплощенной Музы-
ки". Вносить изменения в Музыку имеет право (и может) только Эру.
Стоооп! До этого момента всё стройно и логично, а на последней фразе мозг взрывается. Потому что если имеется в виду ПРОШЛОЕ, то как, каааак, его можно изменить, даже, если тебя зовут Эру? А настоящее и будущее, вообще-то меняем (а точнее - формируем) мы все, да, абсолютно все живущие, в соответствии с волей (ну, или её отсутствием). Нет, можно, конечно, предполагать, что тут имеется в виду "даже волос не упадёт ни с чьей башки без воли Господа, ноесли в соответствии с правилами начатого тут мысленного эксперимента, "вычесть" христианскую апологетику, бред же полнейший получается.
Последним крупным действием валар демиургического плана было возведение
неприступных гор Пелори. Этот поступок можно счесть если не дурным, то,
по крайней мере, ошибочным. Ульмо был против. Это действие преследовало
одну благую, и законную, цель: сохранить от порчи хотя бы часть Арды.
Hо, на первый взгляд, оно было вызвано также себялюбием или небрежением
(или даже отчаянием)
Ну, надо же! Его Темнейшеству за Стеной Ночи икнулось - автор статьи признал хооть какие-то действия Валар ошибочными. (Мне, критикану, странно только, что именно это действие, а не то, что Валар допустили гибель Белирианд и Нуменора, например, но о том, что я думаю про Валар применительно к Нуменору я достаточно сказал в другом месте). Но рано радуется Его Темнейшество - автор, как становится ясно ниже, явно, сожалеет в первую голову о том, что далеко не всех эльфов Средиземья удалось в Валинор затащить/в Валиноре удержать, а люди вообще туда угодить не могут в принципе. (О хоббитах, гномах и тем более уж всяких мутантах вроде орков не говорится вовсе, похоже, их судьбы в этом контексте даже не рассматриваются).
- ведь попытка уберечь от порчи эльфов в Амане и
одновременно оставить им свободу не увенчалась успехом: (Выделение моё. И авторское сожаление об этом мне только мерещится, потому что я темнюк и параноик, или реально там есть?) многие отказа-
лись отправиться в Благословенное Королевство, многие взбунтовались и
покинули его. Что же касается людей, то Манве и прочим валар было хоро-
шо известно, что они вообще не смогут прийти в Аман; ведь людям не дано
такой долгой жизни, как валар и эльфам (жизни, равной жизни Арды). Та-
ким образом, "Сокрытие Валинора" немногим уступало в собственничестве
собственничеству Моргота: валар выгородили себе оазис света и благо-
денствия, противопоставив его тьме и насилию - дворец с садом (за креп-
кими стенами) против крепости с темницей.
Вот так вот! Дворец с садом против крепости с темницей - третьего не дано. Кто не попал в Валинор, тот сам себе (И светлым западным силам злобный назгул). Промежуточные варианты попросту отметаются, не рассматриваются. Выкидываются в мусор с милой детской непосредственностью. А самая соль "ошибки Валар"-то в чём? В том, что они оказались в чём-то подобны Морготу. А вовсе не в том, что не подумали головушкой прежде, чем жёстко разделить Мир на "благой" Валинор и "пропадай оно пропадом Средиземье". Средиземье, правда, как показывает практика, и без Валар не пропало, что показывает, собственно, то, что без прекрасного западного света жить вполне можно.
Если судить по существующим изложениям "мифологии", кажется, что
валар предаются эгоистичному ничегонеделанию; но, по-моему (хотя я ниг-
де на это не указывал и не объяснял), это только кажется; а мы так
охотно верим этому лишь потому, что все мы в какой-то мере подвержены
влиянию тени и лжи их Врага,
Ровно такое впечатление и складывается. Валар большую часть времени сидят и пинают... хмм... алмазные светочи. Причём тут Моргот? Он, что ли, эту мифологию писал именно так, чтобы сложилось ровно такое представление о валинорском житье-бытье? Или они с автором в соавтростве писали?
"мифология" дошла до нас из третьих рук: во-первых, она основа-
на на эльфийских записях и преданиях о валар и о том, что было между
валар и эльфами; и, во-вторых, записи эти дошли до нас (отрывками) лишь
с остатками нуменорских (человеческих) летописей, наиболее ранние части
которых ведут свое происхождение от эльдар, хотя позднее эти летописи
были дополнены [антропоцентрическими] историями и повествованиями, [где
речь идет о людях]. Правда, эти летописи дошли до нас через "Верных" и
их потомков в Средиземье, но все же и они не смогли избежать влияния
враждебности мятежных нуменорцев к валар, которая заставляла их изобра-
жать все в черном свете.
То-есть, автор статьи сам расписывается в том, что его источники содержат гораздо больше апологетики (иногда противоречивой), чем объективной информации. И это автору делает честь.
Вот только как эта цитата коррелирует с публицистической деятельностью некоторых читателей, воистину, как в известной шутке "готовых биться за профессорскую запятую"? И почему это предупреждение живёт здесь, в глубине справочно-сопутствующих материалов, до которых не всякий ещё читатель доберётся, а не в официальном предисловии к тому же "Сильму"?
Hо даже так, основываясь на истории в том виде, как она дошла до
нас, можно взглянуть на дело иначе. Когда валар запретили возвращаться
в Валинор взбунтовавшимся нолдор (которые ушли оттуда по своей воле,
будучи предупреждены о последствиях), это уже само по себе было спра-
ведливо. Hо, если уж мы осмелимся попытаться проникнуть в мысли Верхов-
ного Короля, чтобы разбирать мотивы и выискивать промахи, то, прежде
чем судить, надо вспомнить следующее. Манве был духом, обладавшим наи-
большей мудростью и предусмотрительностью из всех, живущих в Арде.По
"легенде", он помнил Музыку в целом лучше, чем кто-либо другой из обла-
дающих конечным разумом; и о нем говорится, что в то время он был
единственным, кто был способен напрямую общаться с Эру. Он должен
был понять, что дела Нолдор каким-то образом обращаются в оружие против
зла. Если рассмотреть ситуацию, имевшую место после того, как Моргот
ускользнул и снвоа водворился в своем жилище в Средиземье, мы увидим,
что нельзя было найти лучшего оружия, чем отважные нолдор, чтобы
загнать Моргота в угол, на север Средиземья, и практически дер-
жать его в осаде - во всяком случае, не давать ему ни минуты покоя, в
то же время удерживая его от безумного, бессмысленного разрушения. А
тем временем людям, по крайней мере, лучшей части рода человеческого,
удалось освободиться от его тени и встретиться с народом, что воочию
зрел Благословенное Королевство.
Тра-та-та-шечки, вот мы и добрались до прямого указания на то, что Манвэ - довольно циничный политикан. Мятежным Нолдор нельзя вернуться в Валинор (который большинство из них искренне считает единственной настоящей родиной), оказывается, не потому что они запятнаны проклятьем, не в наказание за бунт даже, а ровно прямым текстом потому, что в Средиземье они будут хорошим оружием против Моргота. Вот так вот! Изрезни в Алквалондэ военную выгоду изящно извлечь и после этого абсолютно бесскверным и непогрешимым считаться - вот высший пилотаж. Циничнейшие из земных демагогов нервно курят на обочине.
В союзе с воюющими эльдар люди достигли высшего доступного им сос-
тояния, а путем двух браков людям передаласькровь благороднейших эль-
фийских родов, в предвидении далеких, но неотвратимо приближающихся
дней, когда эльфы должны были "истаять".
Во-первых, вы уж, уважаемый автор, определитесь: или эльфы живут пока Мир вообще стоИт, или "истаивают". И что такого ценного в эволюционном отношении может дать аж целой популяции людей "вливание крови" от всего-то трёх браков, особенно, если учитывать, что потомство двух из них (Эарендил и Элвинг) вступили в брак друг с другом и всё равно оказались в том же Валиноре?
Последнее материальное вмешательство валар, завершившееся падением
Тангородрима, на деле можно рассматривать не как вынужденное или даже
запоздалое, но как рассчитанное с предельной точностью.
Я делаю на этом месте большие беззащитные глаза. Что было "рассчитано с предельной точностью"? Война Гнева? Повлёкшая за собой утрату доброй половины населённого Мира?
Оно предотвратило полное уничтожение эльдар и эдайн. [Эльдар и эдайн еще не были
полностью уничтожены.] А во время войны Моргот одерживал победы, но не
обращал внимания на большую часть Средиземья (Выделение моё).
Исходя из этой логики получается, что Моргот, (даже, если считать его какашкой и завоевателем хуже Гитлера), игнорировавший большую часть Средиземья, а в той части, которую не игнорировал изнитоживший отнюдь не всё был БОЛЬШИМ злом, чем война с ним, уконтрапупившая половину Мира. Весёлая логика у мудрых и прекрасных защитников добра и света. ;
война, на самом деле, ос-
лабила его: он утратил часть своей мощи, престижа (потерял один из
Сильмариллов и не сумел отвоевать его) и, прежде всего, часть своего
ума. Он привык быть "королем". Конечно, он был тираном великанского
роста и чудовищной силы - и все же для него это было колоссальным паде-
нием, даже по сравнению с его прежней злобой, ненавистью и ужасающим
нигилизмом. Он опустился до того, что ему начало нравиться быть коро-
лем-тираном, владеть покорными рабами и многочисленными воинствами, по-
винующимися каждому его слову.
Про великанские размеры вышеупомянутого Моргота я опять же, писал уже в другом месте. "Сорок тонн ползучего чёрного металлолома" не выдерживают ни малейшей проверки практикой, так что сорокатонность ему, явно, легенды приписали для пущего пафоса. (Хотя, если приписали сорокатонность, то разве не могли приписать что-нибудь ещё? Тому же Гитлеру, например, некоторые приписывают копрофилию. Для вящей морготности, тьфу, я хотел сказать - мерзотности злодейского образа).
А уж пассаж про то, что ему, Морготу, конечно, а не Гитлеру, "нравилось быть тираном" вообще ни в какие ворота не лезет, даже в циклопические ангбандские. Во-первых, представьте себе хоть одного правителя, который вообще не стремится иметь "многочисленные воинства, покорные его слову"? Если не такую армию хотеть, то какую? Маленькую, хилую и всегда готовую на мятеж, так, что ли? Рабовладение? Да, нехорошо. Но ведь житейские реалии Средиземья плюс-минус соответствуют земному раннему средневековью. В которое если не рабство, то крепостничество имело повсеместное распространение и альтернатив себе не имело. Увы, господа благодушные аболиционисты, не имело! Это вам не американская Конфедерация в девятнадцатом уже веке. Печалька, да. Но если уж так, то удивляться и поражаться следует не тогму, что у Моргота рабы БЫЛИ, а тому, что у кого-то другого их НЕ БЫЛО. (Если, конечно, и вправду не было. А может, просто в легенды не попало?).
Война окончилась успешно, и разрушена оказалась всего лишь неболь-
шая (хотя и прекрасная) область Белерианд.
Небольшая? Чем автор на карту смотрел?
Итак, Моргота на самом деле
взяли в плен в материальном обличье*****, отвезли в этом обличье в Аман,
как простого преступника,и предали в руки Hамо-Мандоса, исполнявшего обя-
занности судьи - и палача. Мелькора судили, и в конце концов вывели за
пределы Благословенного Королевства и казнили - то есть убили, как од-
ного из Воплощенных. Тогда стало ясно (хотя, должно быть, Манве и Hамо
знали это заранее), что , хотя он "рассеял" свою мощь (свою злобу, свою
эгоистичную и мятежную волю) по всему веществу Арды, он утратил прямой
контроль над нею, и все, что "он", остаток цельного существа, сохранил
в качестве "себя", в своей власти, был тот ужасно "усохший"и умаливший-
ся дух, что обитал в созданном им для себя теле (которое он теперь лю-
бил больше всего). Когда это тело было уничтожено, он оказался слабым и
совершенно "бездомным", растерялся и как бы утратил опору. Говорится,
что тогда его изгнали в Пустоту. Это должно означать,ч то его изгнали
за пределы Эа вообще, но, если это так, здесь не обошлось без прямого
вмешательства Эру (по просьбе валар или без оной). Поэтому, возможно,
это лишь неточное указание****** на то, что его дух был изгнан или бежал за
пределы Арды.
И стоило после этого вообще войну начинать? Сам пресловутый Моргот оказался хилым и дохлым, воля его "рассеянная по веществу" в веществе и осталась. (Разве в этой же самой статье это не говорилось выше). ЗАЧЕМ было проливать столько крови? Если уж Моргот такой никчёмный, если он совершенно деградировал и деградировать продолжает, то разве он не исчез бы рано, или поздно совсем? Ох, не похожи действия аманских миротворцев на мероприятия по спасению материального мира. А вот на сведение счётов похожи. Очень. Причём, на очень подлое сведение счётов, когда противника пинают, тщательно и рассчётливо дождавшись момента, когда он захирел и ослаб.
В общем и целом, Моргот-то, может быть и зло. Но лучше я буду с Морготом. Потому что противостоит этому злу такое добро, которого я больше зла боюсь. Не-не-не, товарищи, кто как, а я - в Ангбанд.
@темы: Арда Расчленённая
Динозаавр!!Старше меня динозаавр!!*восторженный мявк"
то-то я думаю, откуда такие выражения как "машинное время" и прочее..да и само наименование компа машиной...
Но мне вот реально странно видеть человека, который считает, что "диктатура - это плохо, подавление любой воли кроме воли Моргота - это плохо", и при этом так фейспалмит от мнений и трактовок, отличающихся от своих собственных. Да, я это о леди Ilwen.
По ходу чтения дискуссии я в очередной раз убеждаюсь в том, что ролевые светлые - самые нетерпимые ко всему люди, а ролевые тёмные - напротив, весьма лояльны ко многому.
*укрокодила дальше*
Yaten Uranium, я всегда находил именно это самым забавным в оппонентах. Вот приходит этакий западный сил и... во славу Валар выдает такого "Моргота" в своём собственном исполнении. И сам того не замечает.
Я фигею с людей, которым нравится "канонный Мелькор".
Что касается "нетерпимости к чужому мнению", то фейспалмами я покрываюсь из-за глупости наездов на Валар и Эру.
И главные претензии не к Валар даже, а к Эру
Ага, и низводил остальных до уровня марионеток (кого сумел). Вот Эру, который по-вашему тиран, не из кого марионеток не делал, хотя мог одним пальцем сделать так, чтобы все пели ему хвалу и даже не помышляли ни о каких бунтах. Потому-то и
Ilwen, а вот тут интересно кстати: не хотел, или НЕ МОГ?
Профессор мог верить, что именно не хотел. А по логике? Как это увязывается с его "единостью"?
ну и на самом деле всегда интересно увидеть собеседника
Если он всемогущий - то мог. В чем проблема?
Мне просто интересно, как можно проклинать Валар и К за "несвободу" и стремиться к Мелькору, у которого свободы будет явно еще меньше? Где логика, к которой вы все тут стремитесь?
Кстати, твоё мнение на тот же вопрос про Эру интересно. Не хотел, или не мог?
если брать за правду слова самого же Профессора - то после того, как сам же сотворил _свободными_, то не мог. Потому что иначе пришлось бы ломать код собственной программы)
Но Валар одернуть словесно мог, если бы полагал их неправыми.
А Мелькора он вообще повышенно-талантливым создал на столько, что тот набрался сил в каком-то внешнем источнике ( это сугубо по канону же), но большущий вопрос -в КАКОМ внешнем источнике, если не было ничего кроме Эру Единого? То есть тот источник, от которого набрался Мелькор, тоже от Эру? И Мелькор действовал против воли других Валар, но не против Воли Эру?*чт кстати вполне может быть, потому что для обеспечения свободы воли созданиям должен быть обеспечен противовес "светлой стороне", иначе выбирать не из чего и ни о какой свободе речь не идет)
Мне просто интересно, как можно проклинать Валар и К за "несвободу" и стремиться к Мелькору, у которого свободы будет явно еще меньше? Где логика, к которой вы все тут стремитесь?
проблема в том, что для находящихся тут не факт что у Мелькора свободы было бы меньше...потому что при совпадении целей и интересов свобод там через край)
У МЕЛЬКОРАААААА!!!
))
Неверный логический вывод
И да, как же насчет какой-то несвободы у Эру, когда вы признаете, что свобода была?
что тот набрался сил в каком-то внешнем источнике
Где это в каноне? Не припомню таких утверждений.
потому что для обеспечения свободы воли созданиям должен быть обеспечен противовес "светлой стороне", иначе выбирать не из чего и ни о какой свободе речь не идет)
Не надо никакого противовеса. Просто свободно выбирают - за или против.
проблема в том, что для находящихся тут не факт что у Мелькора свободы было бы меньше...потому что при совпадении целей и интересов свобод там через край)
Уфф... вот именно что "при совпадении". Где же тут настоящая свобода, свобода сказать "нет", о которой вы выше говорите?
Уфф... вот именно что "при совпадении". Где же тут настоящая свобода, свобода сказать "нет", о которой вы выше говорите?
Свобода сказать нет, развернуться и уйти вполне есть. Курумо же ушел назад) и никто ему не мешал.
А свобода сказать нет, но остаться в его владениях это..ээ...не логично.
еверный логический вывод . Почему бы не сломать, в чем здесь невозможность? И в начале все равно - захотел.
Вы когда-нибудь писали программу?))Вы представляете, что такое изменить алгоритм работы готовой программы? Если она чуть сложнее, чем расчет по простой формуле, то это уже сложно. Если код еще и зашифрован после написания (не вопрос, возможно, вами же), то его придется ломать. Так что создать-то можно, изменить пост-фактум не всегда.
А еще есть такое понятие, как "искусственный разум" или вирус, и если вы написали программу такого типа, любого из них, то при попытке изменить ее оно вам кукишь покажет запросто)) особенно если мы имеем дело не с исходным кодом, а с скомпилированной работающей программой. А работа с исходным кодом и повторная компиляция даст нам _еще одну_ программу,а не изменение уже работающей...примерно ясно?
И этта.... я подозреваю, что мой пример еще очень сильно упрощенная аналогия)))))
И да, как же насчет какой-то несвободы у Эру, когда вы признаете, что свобода была?
а несвобода у него в том, что хотя исправить "исходный код" он не мог, но уронить что-нибудь тяжелое за помысливших иное - запросто и все время.
Я не о ЧКА говорю. Извольте не приводить примеры из апокрифа.
то его придется ломать.
И что? Сломаете - новое напишите. Категорической невозможности нет. Тем более, для всемогущего существа.
но уронить что-нибудь тяжелое за помысливших иное - запросто и все время
Когда эти помыслившие причиняли вред другим. Нормальное явление.
Почему бы не сломать, в чем здесь невозможность? И в начале все равно - захотел.
А если сломать - сам мир не накроется медным тазиком? Со всеми хвалёными Замыслами вместе?
Не надо никакого противовеса.
А из чего тогда выбирать?
Уфф... вот именно что "при совпадении". Где же тут настоящая свобода, свобода сказать "нет", о которой вы выше говорите?
Без этого самого совпадения какой был бы смысл идти к Мелькору? А при наличии совпадения какой смысл против него бунтовать?
Или Вы имеете в виду какую-нибудь "пятую колонну" - прийти к Мелькору для того, чтобы ему противостоять? Так "пятую колонну" не любит никто и нигде (кстати, в "Сильме" ничего подобного и не было), почему Мелькор обязан быть исключением? Он по-Вашему мазохист, что ли?
Для выбора не нужен противовес как таковой. Для выбора нужна только возможность выбора.
Без этого самого совпадения какой был бы смысл идти к Мелькору? А при наличии совпадения какой смысл против него бунтовать?
Вы на 100% совпадаете с каноническим Мелькором?
Не "пятая колонна", а разумные возражения, например.
Но из того, что у Профессора это не было описано, значит, что ИСХОДЯ ИЗ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОФЕССОРСКОГО ТЕКСТА вывести практически ничего о взаимоотношениях Мелькора с подчинёнными. (Кроме пары-тройки мелких деталей, как то: он ценил Саурона (раз позволил ему скрыться перед Войной Гнева, да и за потерянный Тол-ин-Гаурхот бедняге не досталось - в тексте ничего не было о том, что Саурона наказали), орки "боялись и ненавидели" хозяина Ангбанда (впрочем, орки боятся и ненавидят вообще всё на свете, разве нет?) и Мелькору дорог его авторитет среди ангбандских военачальников (иначе он бы не пошёл на поединок с Финголфином, я как-то псто об этом писал). Таким образом спор об отношениях Его Темнейшества с подчинёнными, особенно, в ситуации конфликта может быть только абсолютно голословным, если опирается лишь на Профессора. Вы утверждаете, что он-де по этим самым подчинённым танком ездил, мне так не кажется, а у Толкина на эту тему вообще есть хоть что-нибудь?
Нашёл тут описание классического Тёмного Властелина как архетипа, выложу сейчас для интереса. Профессорский Мелькор идеально в это описание укладывается. Но живое существо всегда что-то большее, чем архетип. И для меня Его Темнейшество - не хтоническое чудовище, а живое разумное существо (с чем, кстати, Профессор, как раз, не спорит - по неиу Мелькор обладает, как раз таки, параметрами разумного существа, личности, это можно вывести из текста как раз таки).).
Преображенные Мифы
"См. "Мелкор". Будет ясно, что воля орков, Балрогов и т.д. - всего лишь часть "рассеянной" мощи Мелкора. Их дух - дух ненависти. Но ненависть несогласованна (разве что из страха). Отсюда восстания и мятежи в кажущееся отсутствие Моргота. Орки суть животные, а Балроги - искаженные Майар. Также (NB!) Моргот, а не Саурон, стал источником воли орков. Саурон всего лишь один из слуг (пусть величайший). Орки могут восставать против него, не теряя своей неисправимой преданности злу (Морготу). Ауле хотел любви, но он, конечно, и не думал о рассеянии своей силы. Только Эру может давать любовь и независимость. Если это пытается сделать сотворец, он хочет абсолютной любящей покорности, но она оборачивается рабством робота и становится злом".
Там же "осуждающие, повстанческие речи" орков (против Мелькора).
"Но орки как независимы, так и разумны: они могут пытаться обмануть своего Владыку, восстать против него или осуждать его действия".
Вообще, рекомендую этот текст, он отвечает на многие "философские" вопросы.
Если нужно в худ. текстах - то это ВК, разговоры орков в Рохане и Мордоре. Очень поучительно.
(раз позволил ему скрыться перед Войной Гнева, да и за потерянный Тол-ин-Гаурхот бедняге не досталось - в тексте ничего не было о том, что Саурона наказали),
На самом деле, Саурон попросту не вернулся в Ангбанд, а сидел в Дортонионе.
орки "боялись и ненавидели" хозяина Ангбанда (впрочем, орки боятся и ненавидят вообще всё на свете, разве нет?)
Ага, такими их Мелькор создал.
Вы утверждаете, что он-де по этим самым подчинённым танком ездил, мне так не кажется,
Он им давал полную свободу действий?
а живое разумное существо
Но почему вы считаете, что он давал свободы больше, чем Валар?
Вот именно поэтому и считаю. Да самый сверхканонный Моргот кажется мне лучше и честнее, чем эта обречённость на "всё хорошее - только у Эру, всё, что не-Эру - по факту зло.
Кстати, сама по себе история Средиземья эту "аксиому" опровергает не раз.
И где же опровергает?
Да самый сверхканонный Моргот кажется мне лучше и честнее
Да почему у Моргота вдруг - "свобода"?!! Он вас прищучит за малейшее противоречие хуже всякого Эру.
Ну, во-первых, Вы требуете от собеседников знания канона и при этом можете ничтоже сумняшеся спрашивать: "А почему Эру, который по-вашему тиран, не из кого марионеток не делал, хотя мог одним пальцем сделать так, чтобы все пели ему хвалу ? А ведь в "Айнулиндалэ" было чётко прописано: "нет музыки, исходящей не от меня, равно как никто не может изменить напев вопреки мне. Ибо тот, кто попытается сделать это, окажется лишь моим орудием в создании дивных чудес, что он сам не способен постичь." и там же "Никогда больше не творили айнуры музыки, равной этой, хотя и говорят, что, когда настанет предел дням, хоры айнуров и других Детей Илуватара породят музыку более великую. Тогда замысел Илуватара будет наконец воплощен в полной мере, ибо каждый узнает свою цель и каждый будет понимать другого, а Илуватар даст их мыслям свой тайный пламень, ибо будет доволен.". Первая цитата уже неслабо ограничивает собственные волеизъявления, а уж вторая... Вторая рассказывает нам, что без Эру и его Пламени его творения существовать и полноценно мыслить не могут (зачем было их творить такими... "эруголиками"?), а смогут только когда/если "Эру будет доволен". Это ли не открытое признание тирании худшей, чем у любого Моргота? Этот же Эру говорил: "И так как я зажег вас от Неугасимого Пламени, явите теперь силы свои в создании Песни — каждый, как думается и желается ему." (обещание свободы), а рядом: "— Узрите свою Песнь! Это ваше пение; и каждый из вас отыщет там, среди того, что я явил вам, вещи, которые, казалось ему, он сам придумал или развил. А ты, Мелькор, откроешь все тайные помыслы своего разума и поймешь, что они лишь часть целого и данники его славы." (кукиш вместо обещанной свободы) Я привёл цитаты, а теперь спрашиваю у Вас, как у знатока, как их увязать в сознании без противоречий?
Во-вторых, Вам придётся смириться с тем, что здесь будет встречаться немало индивидов, которым (О, УЖАС!!!) нравится Мелькор и вся Тёмная сторона. Потому что хотя бы здесь, в Сети, никакой Илуватар никому не указ в области личных предпочтений.
И в-третьих, пожалуйста, Вашего же Илуватара ради, научитесь подчёркивать, что Ваша _точка зрения_ это только _точка зрения_ и ничего больше и все присутствующие имеют право придерживаться своего мнения, отличнго от Вашего и не становятся от этого хуже или глупее Вас. И будет Вам Энвиньянта.
Засим покрокодил дальше, дабы не получить на голову порцию... "западного света"...
...и помню, по какому основному пункту у нас расхождения (книга vs. реальность), поэтому не буду, мои аргументы на этом поле не сработают.
*читать дальше
Ну, чисто технически можно представить как "загрузку сохраненного состояния". Если вы работали когда-нибудь с серверным ПО, то знаете, что все изменения в системе можно записывать и при наличии журнала откатывать к любой версии. Но "изнутри" этого видно не будет (да и неспортивно).
Эру всемогущ только относительно Арды, и, скорее всего, в точности не знает, как его замысел в ней будет реализован. Посему и вмешивается так мало.
а как же это идеальный Эру создал "неидеальных" Айнур? *сарказм* Или он сам-то не особо? *ещё больший сарказм*
Он не идеальный. Он всемогущ относительно определенного мира, и не более того.
Это как главный разработчик онлайн-игрушки. Он может всё, хоть все сервера обнулить, но предсказать поведение других людей - нет, только статистику смотреть и пытаться делать выводы. Логично, что и помощники такие же.
Валар ошибаются, при этом следуя Замыслу, а Мелькор с этим Замыслом намеренно борется.
Не факт, что замысел - благо. Инициативных работников вообще-то должно поощрять.
Ага, а потом с воплями: "Выпустите меня, выпустите!" пытались бы выбраться? Странные люди, которые на самом деле хотят в Ангбанд.
В реальности Мелькор был бы вполне нормальным парнем, и в его государстве было не хуже, чем в Валиноре.
Не путайте пропагандистский эпос с миром, который можно представлять как реальный.
подавление воли всех, кроме Моргота
С точки зрения нолдор.
Конечно, воля шпионов врага в крепости подавлялась, Средневековье чай. А потом они всем об этом рассказывали, чтобы остальные эльфы сражались до конца.
"свой Ангбанд с блэк-джеком и шлюхами"
В моем понимании Мелькор - умный технократ, и его государство ничем не хуже эльфийского, и пыток там не то чтобы много.
Ну да, шпионов и диверсантов пытают, но это всегда так.
Не люблю пропаганды.
По ходу чтения дискуссии я в очередной раз убеждаюсь в том, что ролевые светлые - самые нетерпимые ко всему люди, а ролевые тёмные - напротив, весьма лояльны ко многому.
Да. Я вот считаю, что у светлых тоже было много хорошего, но они не истина в последней инстанции.
Вот Эру, который по-вашему тиран, не из кого марионеток не делал
Или они не понимали, что он делал.
Бывает не только Гитлер, но и Макиавелли.
раз позволил ему скрыться перед Войной Гнева, да и за потерянный Тол-ин-Гаурхот бедняге не досталось - в тексте ничего не было о том, что Саурона наказали
А он позволил, Саурон не сам бежал?
Может он просто не всемогущ был и бегать за слугой в преддверии большой войны не мог.
Про наказание могло не быть, так как эпос нолдор, откуда нолдор знать о судьбе врага.
Вот тут и лежит наше главное расхождение: для меня, если мы говорим о вымышленном мире, нет и не может быть "как было на самом деле", есть только "сначала автор придумал то, а потом это".