Это же Ангамандо, чувак!..
Дамы и господа светлые канонисты, надеюсь, у вас ещё найдётся свободное местечко на белой скале? Ибо я в здравом уме и трезвой памяти заявляю - пресловутая ПТСР для меня "как-то верибельнее" и "Сильма" и ЧКА вместе взятых. И я жалею только о том, что многоуважаемая автор не всю известную нам историю Средиземья переложила. Я сам хотел бы написать что-то подобное, только "с тёмной стороны", но, боюсь, что меня на этот подвиг элементарно "не хватит".
Почему "лучше"? Да потому что (по крайней мере, в моём личном восприятии) "Сильм" - эпос Светлых, ЧКА - прекрасная эссэистика Тёмных, а ПТСР - попытка (и вполне удачная) представить ситуацию, так сказать, "в реале". На практике.
Мне нравится стопятьсот тысяч и одна подробность каждодневной жизни разных народов Средиземья. Мне нравится, что в тексте нет ни одного однозначно положительного, до тошноты правильного героя. Мне нравится, что Берен рассчитывает поднять мятеж в родном Дортонионе, а не бежит за Сильмариллом, теряя тапочки, вооружённый маловнятной "эстэлью".
Мне нравится, что эта книжка - страшная. Потому что все действительно потрясающие книги - страшные, если над ними задуматься. Смерти эпических героев "Сильма" воспринимаются как некая мистериальная условность. Героев ПТСР хоронишь по-настоящему, пусть и в мыслях. И по-настоящему не хватает их потом, похороненных, потому что успел привыкнуть и полюбить.
А ещё ПТСР страшная книга, потому что в ней нет свойственного большинству книг разделения (авторского) на "ихних плохих" и "наших хороших". Просто разные разумные существа сражаются каждый за свою правду. И читателю, если уж ему захочется встать на чью-то сторону, приходится делать это без малейшей авторской подсказки. Светлейший из светлых Финарато чётко говорит: сердце Мира создал Мелькор. Астаховец Ильо демонстрирует беспомощное "утонутие вследствии недовсплытия" в собственной доктрине. Мерзкий орк Болдог по мере углубления знакомства оказывается не лишённым своеобразного грубого обаяния.... Герои подкидывают сюрпризы, загадывают загадки, периодически вообще взрывают читателю мозг, падают и поднимаются, спорят с собой, заблуждаются, меняются, ищут - живут.
Этого почти нет в текстах Толкина - там сплошная мистериальная условность.
Этого почти нет в ЧКА - там сплошное "житие святаго Мелькора".
Нет, я не против мистериальных сюжетов и архетипичности героев. Я как раз таки умею любить такие вещи. Но ПТСР пленяет именно их отсутствием. За счёт которого сквозь схематику, сквозь аллегорию прорывается живая жизнь со всеми её противоречиями и сложностями. С безжалостным пониманием, что у каждой стороны попросту своя правда.
Книга, помимо всего, ещё и очень "вещная". Полная звуками, запахами, ощущениями. На фоне этой ярчайшей вещности теряются, не особо-то царапая восприятие, даже без сомнения там имеющиеся ляпы (вроде упоминаемой где-то "мозаичной фрески") и откровенные натяжки (женщина-истерлинг поёт старинную песню своего народа, в которой легко узнаётся по описанию хит Стинга). Так теряются мусоринки на фоне пышного разнотравья.
Это как раз то Средиземье, которое я хотел - живое, противоречивое, страшное и прекрасное, данное мне-читателю в ощущениях, не предполагающее однозначных ответов ни на один вопрос. Реальное до яростной яркости.
За это автору можно простить даже однозначную "какашечность" Мелькора и Саурона, единственную "авторскую предопределённость", от которой книга не избавлена. Впрочем, как раз к этому-то мы, Тёмные, увы, привыкли.
А в остальном книга прекрасна. Однозначно.

@темы: Будни чёрных и пушистых

Комментарии
05.06.2014 в 11:00

Суицидный хоббит
Ой, а это где???
05.06.2014 в 13:53

Сделай доброе дело - помоги Злу победить! // Душитель свободы и демократии// EVIL IS GOOD
Айхалли Хиайентенно, а мне вот совсем не понравилось. И не потому, что неканон и так далее. Потому что очень пошло и грязно. Я прекрасно понимаю, что от человека, который работал весь день под палящим солнцем или бегал за врагами по лесу, не будет пахнуть розами, стылая кровь не похожа на яркий рубин, а всем живым существам присущи определенные естественные потребности, но когда все это живописуется в подробностях, извините, кто где описался и обкакался, а от кого чем воняло - после этого очень хочется вымыться. Я поняла бы, если б человек писал стеб. Я сама в стебном фанфике описывала такие же моменты из жизни персонажа-алкоголика, но это был стеб. Всем ясно, что герои Толкина и в туалете сидели, и пачкались, но зачем все это на публичное обозрение выносить - не могу понять.
05.06.2014 в 14:39

Суицидный хоббит
Нашла, нашла!!! "По ту сторону рассвета" - сильная вещь. Великолепная.
А поиск порадовал. На сокращение ПТСР он выдал определение "Посттравматическое стрессовое расстройство" и предложил изучить диагностику и лечение. Вспомнила главгеров....Стало совсем весело.
05.06.2014 в 20:30

Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Рабства у эдайн не было. И беспорядочной половой жизни тоже.

Реализм с потом и экскрементами меня не пугает, а вот такие вещи - пугают.
05.06.2014 в 20:53

Рабства у эдайн не было. И беспорядочной половой жизни тоже.
Почему этого не могло быть?
05.06.2014 в 20:54

Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Nairis, потому что рабство однозначно осуждается, эдайн не могли дружить с эльфами и держать рабов.

Беспорядочная половая жизнь только у изгоев и была.
05.06.2014 в 20:59

Сделай доброе дело - помоги Злу победить! // Душитель свободы и демократии// EVIL IS GOOD
Ilwen, это ты тоже правильно подметила.

Однако применительно к реализму - тут тоже надо понимать, где и с кем он уместен. Если быть честной, то когда я читаю Шолохова про быт донских казаков или Ремарка с его красочным описанием солдатского туалета в Первую мировую, то там меня от живописаний пота и испражнений не коробит. В мире же Толкина это смотрится просто неуместно, как будто из золотой вазы внезапно сделали пепельницу или сортир. Я прекрасно понимаю, что какой-нибудь Маглор тоже ел, пил и как следствие на горшке сидел, а от Берена, который целый день махал мечом и кромсал в куски орков, не могло пахнуть розовой водой, но такие вот описания применительно к этим героям мне, если честно, не очень приятны.

У меня была в студенческие годы знакомая, которая постоянно заостряла свое внимание на всяких дурных физиологических запахах человеческого тела и его естественных отправлениях: у нее была любимая тема для сплетен - кто где нечаянно выпустил газы, как Петя забыл поменять носки, а Ваня вспотел, и у него под мышками была мокрая майка. То, что обращать на это внимание не очень прилично, она не понимала. Вот у меня ПТСР при изначально хорошей идее книги ассоциируется именно с этим. Опять же подчеркну, что сама идея у книги очень и очень хорошая. А вот реализация - пошло и грязно.
05.06.2014 в 21:01

Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
ПТСР - местами. Местами - прекрасно (особенно эльфы удались, хотя не везде), местами - гадость и пошло (в основном, увы, Берен). То же с идеями. Некоторые очень хороши, от других плеваться хочется.
05.06.2014 в 21:11

Сделай доброе дело - помоги Злу победить! // Душитель свободы и демократии// EVIL IS GOOD
Ilwen, согласна. Сама задумка - описать историю Берена и Лютиэн в подробностях - вполне хороша. А вот зачем нужно было добавлять эту грязь - непонятно.
05.06.2014 в 21:12

Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Mirimani, при том я ведь говорю - я не против пота, экскрементов и т.д. (где это хоть как-то уместно). Но я против рабства, например! Против борделей. Против гомосексуализма.
05.06.2014 в 21:27

Сделай доброе дело - помоги Злу победить! // Душитель свободы и демократии// EVIL IS GOOD
Ilwen, да все это вообще неуместно в Средиземье Первой эпохи. По определению. Бытовые подробности из жизни народов Арды - почему бы и нет. Но, я думаю, не надо никому объяснять, что быт и грязь с пошлостью - это разные вещи. Быт - это именно что бытовая культура: обряды, обычаи, повседневное ведение хозяйства, приготовление еды, песни, танцы, одежда. Я сама сейчас читаю книгу одного нашего советского автора про жизнь нанайцев в первые годы существования СССР, и там все это есть - и обряды, и одежда, и еда, и легенды, и взаимоотношения с соседями. Но можно обратить внимание, что нигде нет пошлятины и грязи.
05.06.2014 в 21:31

В мире же Толкина это смотрится просто неуместно,
Несколько странно это слышать от человека, который писал NC-21. Пусть по Нуменору, но все-таки, это тоже мир Толкина)

потому что рабство однозначно осуждается, эдайн не могли дружить с эльфами и держать рабов.
Нуменорцы долго дружили с эльфами, но однако же потом начали забирать в рабство жителей Средиземья. И вообще у них все стало плохо. И это нуменорцы, наиболее высокоразвитые люди Арды. А в ПТСР описываются люди Первой эпохи во время войны, разрухи и отсутствия правителей. Рабство там могло появиться, даже если его в спокойные годы не было.
05.06.2014 в 21:35

Светлейший из светлых Финарато чётко говорит: сердце Мира создал Мелькор.
А где он это говорил? Что-то я не припоминаю такого)
05.06.2014 в 21:37

Сделай доброе дело - помоги Злу победить! // Душитель свободы и демократии// EVIL IS GOOD
Nairis, НЦ тоже разное бывает, и жестокость не есть пошлость. Когда в книге живописуется, как герою осколком мины разворотило грудную клетку так, что обнажились легкие, и герой после этого какое-то время еще жил - это реальное НЦ-21, и оно вполне может нанести читателю моральную травму (довелось мне в свое время такую книгу изучать в институте, так у меня добрую половину однокурсников потом трясло от этого описания). А когда автор живописует постоянный энурез у героев (ПТСР и Великая Игра - там чуть ли не в каждой главе кто-то, пардон, в штаны мочится) - это максимум ПГ-13, если вообще не джен, но выглядит откровенно грязновато.
05.06.2014 в 21:46

Mirimani, это вопрос восприятия) Мне такие подробности из ПТСР сразу не вспоминаются, видимо, они меня не задели. Жаль, что из всей книги больше всего вам запомнились именно они.
05.06.2014 в 22:01

Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
Нуменорцы долго дружили с эльфами, но однако же потом начали забирать в рабство жителей Средиземья.

Ключевое слово "потом". Когда они уже с эльфами не общались и выступали против Валар.

У Толкина же общение с эльфами - лакмусовая бумажка. "Падшие" с эльфами не дружат ни в каком виде.
05.06.2014 в 22:07

Сделай доброе дело - помоги Злу победить! // Душитель свободы и демократии// EVIL IS GOOD
Nairis, потому и запомнились, что испортили все восприятие. Это знаете, как видишь, например, в магазине на манекене суперкрасивое платье. Заходишь, думаешь: все, сейчас примерю и куплю. И вдруг видишь, что у этого самого платья на спине огромное грязное пятно. Уходишь из магазина и думаешь: а ведь было все так красиво и хорошо.

Вот то же самое - Великая Игра. И ведь опять же: идея очень и очень хорошая. Купила я книгу, начала читать. Прочла десять страниц, нравится. Прочла сорок, нравится. И тут дальше пошли подробности: как кто-то там ритуально с кобылой совокупился, кого-то на собственную рубашку стошнило, а кто-то, миль пардон, намочил штаны от страха, увидев назгула. Так и хочется сказать: уважаемый автор, ну вот все у вас хорошо и интересно, но к какому месту там все эти мокрые штаны? Вроде бы мелочь, а удовольствие от чтения портит.
05.06.2014 в 22:14

Ilwen, работорговцы могли с эльфами и не общаться. А Берен в ПТСР, если не путаю, рабство осуждал.
06.06.2014 в 01:15

Это же Ангамандо, чувак!..
Более чем осуждал.

Про создание Сердца Мира - в рассказе Финрода в ответ на вопрос Берена: какой такой из себя Моргот.

По поводу "мокрых штанов". Не знаю, как у кого, но у меня как раз эти моменты вообще как-то в восприятии не задержались. Да и вообще показалось, что грязи подобного рода там гораздо меньше, чем у Сапковского, например.
Конкретный Берен - да, часто бывает очень груб. Но что вы хотите от человека, который много лет подряд партизанил?
06.06.2014 в 08:30

Сделай доброе дело - помоги Злу победить! // Душитель свободы и демократии// EVIL IS GOOD
Айхалли Хиайентенно, это персонаж Толкина, а не дворник Ваня из Рязани. Тем более в канонической реализации. И это все же накладывает определенные ограничения.
06.06.2014 в 10:53

Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
работорговцы могли с эльфами и не общаться

ВСЕ эдайн общались с эльфами. С халадинами (у которых якобы рабы) общался Финрод и эльфы Дориата.

А Берен в ПТСР, если не путаю, рабство осуждал.

Да уж, не хватало еще, чтобы одобрял. Но мне одного факта хватило.

да, часто бывает очень груб

Все равно он не тот, как надо. И зачем он чуть ли не советует Дайэрет изнасиловать!
06.06.2014 в 13:21

Про создание Сердца Мира - в рассказе Финрода в ответ на вопрос Берена: какой такой из себя Моргот.
А вы не можете припомнить главу, где это было? Я пробовала поискать по электронке, которая на АнК выложена, но не нашла. Мне просто действительно интересно.
06.06.2014 в 18:26

Сделай доброе дело - помоги Злу победить! // Душитель свободы и демократии// EVIL IS GOOD
Ilwen, вот от этого у меня тоже был тяжелый сквик. Если бы это была махровая АУ или апокриф, в котором Берен бы декларировался как гад, еще ничего, но он же тут заявлен как положительный персонаж. Если бы герой внезапно сошел с ума и на что-то подобное пошел, или его околдовали - было бы еще логично. А так - многие персонажи в разных фанфиках много через что прошли, и на войне были, и всякое такое, но для любого вменяемого мужчины в здравом уме такие не то что действия, а даже разговоры и мысли - табу.
07.06.2014 в 19:11

Это же Ангамандо, чувак!..
Nairis, сам копал буквальную цитату,, но не нашёл. Поищем внимательнее уже вместе с Курумо, скрупу3лёзной и дотошной личностью. )) Никуда беглянка не денется. ))

Ilwen, Все равно он не тот, как надо

И как же надо?

Mirimani, на мой взгляд "положительность" и "отрицательность" персонажа зависит от субьективного восприятия каждого читателя. И лично мне ПТСР тем и нравится, что там практически нет этой "разбивки". При этом, в других книгах я "разбивку" могу воспринимать вполне позитивно. Вот у Семёновой, например, её Волкодав - безупречно благородный герой, прямо-таки овеществлённый эталон воина чести; пожалуй, апокриф, в котором ему "добавят верибельности" за счёт откровенного описывания его душевных слабостей, у меня вызовет лютый сквик. А Берен ПТСР-ный нравится. В общем, причудливо всё это. И строго индивидуально.
07.06.2014 в 19:16

Меня не надо любить - со мной надо соглашаться! / "...человек ... очень резкий, взрывной, с жесткими моральными установками" (с)
И как же надо?

Как у Толкина.

откровенного описывания его душевных слабостей

Есть у него там слабости.
07.06.2014 в 20:21

Сделай доброе дело - помоги Злу победить! // Душитель свободы и демократии// EVIL IS GOOD
Айхалли Хиайентенно, понимаешь ли, в чем тут дело... Слабости - это одно. Человеку присущи слабости, и это вполне нормально, никто из нас не железный, и слабости у всех разные. Один трусоват, другой жить не может без сладкого, третий везде и всюду опаздывает. И у меня, и у Ilwen, и у тебя, и у кого угодно они есть. Но одно дело - именно слабость, а другое - когда персонаж ведет себя как откровенный подонок. Знаешь, я вот тут только что прикинула навскидку - вон, например, тот же Волкодав, безусловно, имеет свои душевные слабости, но я себе в принципе не представляю, как он бы даже хоть в каком апокрифе, будучи в здравом уме и трезвой памяти, нормально бы воспринимал надругательство над женщиной.