Это же Ангамандо, чувак!..
Права была незабываемая Ilwen - вредно мне Профессора читать.
Раньше я пытался "препарировать" так и сяк канон, то пытаясь вычесть из такового чисто христианские посылки (Ведь логика подсказывает, что, если представлять Арту именно Миром во Вселенной, то хоббиту понятно, что неоткуда там взяться одной из религий другой планеты), то мысленно накладывая толкиновский текст на ниенновский, или вообще чей-нибудь, к Арте вообще отношения не имеющий. Конечно, я и дальше буду этим заниматься по мере прихода странных идей в голову, просто потому что мне интересно, что из этого получится. Не смотря не довольно декларативную форму, свойственную всем моим рассуждениям и статьям, выводов и гипотез своих я никому насильно не навязываю, хотя если кто-то найдёт в них нечто для себя полезное, буду рад. Но расчленяя канон так и сяк с вольностью безумного хирурга, я, тем не менее, продолжал бесконечно уважать самого Профессора. Как первооткрывателя мира. И думал, наивный, что и как личность мистер Толкин представляет собой человека передового и великодушного...
Ага, щаз, как говорится... Чтобы продолжать и дальше так думать, мне не надо было браться читать его письма.
Хотя письма эти, без сомнения, являются чтением весьма полезным и на многое проливающим свет, так сказать, оттенок этого света становится тем более неприятен для глаз, чем дальше я продвигаюсь в глубину пухлого томика. Слишком уж много в этом свете вырисовывается того, с чем всё моё существо не может примириться ни на малую часть.
Вот, например, первая "спотычка восприятия" - письмо номер сорок три, к сыну Майклу. Фонтан ничем не замутнённой безаппеляционной мизогинии бьёт из этих назидательных строчек с силой, достаточной, чтобы в ней захлебнуться.
В нашем падшем мире "дружба", что должка бы связывать всех представителей рода человеческого, между мужчиной и женщиной фактически невозможна".
Сексуальный инстинкт делает женщин (разумеется, чем меньше испорченности, тем больше здесь бескорыстия) очень сочувственными и понимающими либо заставляет прицельно желать стать таковыми (или казаться таковыми), преисполняет готовности разделить по возможности все интересы молодого человека, к которому их влечет: от галстуков до религии. Это не обязательно сознательное стремление обмануть, но чистой воды инстинкт: инстинкт существа зависимого, инстинкт помощницы, в избытке подогретый желанием и молодой кровью.
Как быстро умная женщина учится, перенимает его идеи, схватывает самую суть — и как (за редким исключением), отпустив руку наставника или утратив личный интерес к нему, дальше они продвинуться не в силах.
Литература (вплоть до возникновения современного романа) всегда была мужским Делом
. При том, что в современных обстоятельствах положение женщины существенно изменилось, равно как и общепринятые представления о благопристойности, природный инстинкт у них остался тот же. У мужчины есть труд всей жизни, есть карьера (и друзья мужского пола), и все это способно пережить крушение «любви» (и переживает ведь, если у мужчины есть хоть сколько-то характера). А девушка, даже та, что «экономически независима», как принято сегодня говорить (что на самом деле, как правило, означает, что экономически она зависит от работодателей мужского пола, а не от отца и не от родных), начинает практически сразу же думать о приданом и мечтать о собственном доме. И если она действительно влюблена, неудача и впрямь может обернуться для нее крушением всех надежд.
Однако если женщина не порочна, инстинктивно она склонна к моногамии. А вот мужчины, - нет..... И притворяться тут бесполезно. Не склонны — и все тут, во всяком случае, по своей животной природе.
Практически все браки, даже счастливые, — это ошибка: в том смысле, что практически наверняка (в более совершенном мире или проявив лишь малую толику осмотрительности в мире этом, весьма и весьма несовершенном) оба партнера могли бы подыскать себе более подходящих спутников жизни. Но «истинная родная душа» — это тот или та, с кем тебя соединили узы брака. И сам ты практически не выбираешь: жизнь и обстоятельства сделали за тебя почти все (хотя если есть Господь, значит, это — Его орудия или Его волеизъявления). Общеизвестно, что на самом-то деле счастливые браки встречаются куда чаще там, где у молодых людей «выбор» еще более ограничен родительским или семейным авторитетом, — главное, чтобы там действовала социальная этика простой, неромантичной ответственности и супружеской верности.
Вам ещё не противно? Лично мне противно. Зато становится полностью ясно, откуда автор "взял" жёстко предопределённые раз и навсегда эльфийские браки, например. В представлении христианина и консерватора безошибочно и безвариантно посылаемая судьбою раз и навеки "половинка" - это единственное, что может быть признано "правильным". И ведь, кстаааати... Кстати, почти все женские образы в толкиновском каноне - это, конечно же, образы возлюбленных, супруг и матерей, то-есть, женщины эти (Я имею в виду именно как образы, несущие некую сюжетообразующую нагрузку) без мужчин в этом самом сюжете несамодостаточны. Лютиен не пошла бы в Ангбанд за Сильмариллом, не будь у неё Берена. Йовин попросту прямо-таки обязана втрескаться в короля Арагорна, а иначе зачем бы ей вообще на войну-то идти, как не спасаясь от любви несчастной... Полностью свободна от "мужского участия" в своей жизни только Ниенна (но в "Утраченных сказаниях" она вообще - Смерть, какого ей мужа ещё???), максимально свободна Галадриэль, настолько во всём превосходящая своего мужа, что волей-неволей лезет в голову классическое обывательское "Господи, ну, что она в нём нашла?"
А ведь законы жанра, ткань фантастической, даже волшебной, сказочной реальности вполне позволяет поселить там каких заблагорассудится "амазонок" - хоть воительниц, хоть мудрых королев, хоть жриц-хранительниц волшебных артефактов, хоть... Да вообще всё, на что фантазии хватит, сказка это допускает, в сказке это будет органично. (И в сказках народных, если уж на то пошло, самодостаточных и деятельных героинь, как злых так и добрых, полным-полно). А у Профессора - только Галадриэль, да те же Йовин, да в Первую Эпоху Лютиен и Арэдэль, а из смертных Морвэн, безрассудно оставшаяся под оккупацией и Халет, предводительствовавшая своим народом полностью самостоятельно.Остальные либо вовсе не проявляют никакой личной инициативы, либо делают это исключительно вынуждено (Как Ниэнор Ниниэль, которую злая судьба только и делает, что ставит в разные позы, вот и приходится бедной девушке раскорячиваться... И правильно, совершенно логично, в патриархальном обществе иначе и быть не может. И патриархальное общество для Профессора, судя по вышеприведённым цитатам, равняется идеальному.
Причём, общество патриархальное не только в отношении к женщине, общество, патриархальное во всём. По мере чтения толкиновских писем до меня дошла простая в сущности, мысль: Толкин, как и многие другие из авторов "волшебных Неверлендов", (где бы эти Неверленды не "размещались" - в ином пространстве, ином времени, не знаю уж, где ещё), сознательно, или нет, описывает своё личное представление об идеальном мире.
И если я в этом прав, то становится ясным совершенно - "откуда столько искаженцев развелось". В мире, который был бы идеален для христианина-консерватора-пуританина (по крайней мере, пуританина в расхожем смысле слова), человеку, который этому описанию не отвечает, будет плохо, тесно и неуютно. Мир, чётко и безаппеляционно разделённый на чёрное и белое, мир, где все знания приходят из "древнего прошлого", так, или иначе через Валар, мир, где любой мятеж, поиск и конфликт по факту является диссонансом и злом, этот мир неизбежно будет тюрьмой любому свободомыслию.
В письме №46. к К. Льюису примечательна фраза: Любой из пунктов обязательной христианской морали действителен не только для христиан.
Письмо пятьдесят третье, к Кристоферу феерично полностью, как и следующее за ним.
====================================
Уже предвижу стопятьсот потенциальных возражений. Но о них лучше пусть будет следующий пост.
====================================
Формулирование личного имхастого имха, касательно писем и личности Профессора, скорее всего, продолжу. Потому что мне это интересно формулировать.А холиваров я не боюсь )))
Раньше я пытался "препарировать" так и сяк канон, то пытаясь вычесть из такового чисто христианские посылки (Ведь логика подсказывает, что, если представлять Арту именно Миром во Вселенной, то хоббиту понятно, что неоткуда там взяться одной из религий другой планеты), то мысленно накладывая толкиновский текст на ниенновский, или вообще чей-нибудь, к Арте вообще отношения не имеющий. Конечно, я и дальше буду этим заниматься по мере прихода странных идей в голову, просто потому что мне интересно, что из этого получится. Не смотря не довольно декларативную форму, свойственную всем моим рассуждениям и статьям, выводов и гипотез своих я никому насильно не навязываю, хотя если кто-то найдёт в них нечто для себя полезное, буду рад. Но расчленяя канон так и сяк с вольностью безумного хирурга, я, тем не менее, продолжал бесконечно уважать самого Профессора. Как первооткрывателя мира. И думал, наивный, что и как личность мистер Толкин представляет собой человека передового и великодушного...
Ага, щаз, как говорится... Чтобы продолжать и дальше так думать, мне не надо было браться читать его письма.
Хотя письма эти, без сомнения, являются чтением весьма полезным и на многое проливающим свет, так сказать, оттенок этого света становится тем более неприятен для глаз, чем дальше я продвигаюсь в глубину пухлого томика. Слишком уж много в этом свете вырисовывается того, с чем всё моё существо не может примириться ни на малую часть.
Вот, например, первая "спотычка восприятия" - письмо номер сорок три, к сыну Майклу. Фонтан ничем не замутнённой безаппеляционной мизогинии бьёт из этих назидательных строчек с силой, достаточной, чтобы в ней захлебнуться.
В нашем падшем мире "дружба", что должка бы связывать всех представителей рода человеческого, между мужчиной и женщиной фактически невозможна".
Сексуальный инстинкт делает женщин (разумеется, чем меньше испорченности, тем больше здесь бескорыстия) очень сочувственными и понимающими либо заставляет прицельно желать стать таковыми (или казаться таковыми), преисполняет готовности разделить по возможности все интересы молодого человека, к которому их влечет: от галстуков до религии. Это не обязательно сознательное стремление обмануть, но чистой воды инстинкт: инстинкт существа зависимого, инстинкт помощницы, в избытке подогретый желанием и молодой кровью.
Как быстро умная женщина учится, перенимает его идеи, схватывает самую суть — и как (за редким исключением), отпустив руку наставника или утратив личный интерес к нему, дальше они продвинуться не в силах.
Литература (вплоть до возникновения современного романа) всегда была мужским Делом
. При том, что в современных обстоятельствах положение женщины существенно изменилось, равно как и общепринятые представления о благопристойности, природный инстинкт у них остался тот же. У мужчины есть труд всей жизни, есть карьера (и друзья мужского пола), и все это способно пережить крушение «любви» (и переживает ведь, если у мужчины есть хоть сколько-то характера). А девушка, даже та, что «экономически независима», как принято сегодня говорить (что на самом деле, как правило, означает, что экономически она зависит от работодателей мужского пола, а не от отца и не от родных), начинает практически сразу же думать о приданом и мечтать о собственном доме. И если она действительно влюблена, неудача и впрямь может обернуться для нее крушением всех надежд.
Однако если женщина не порочна, инстинктивно она склонна к моногамии. А вот мужчины, - нет..... И притворяться тут бесполезно. Не склонны — и все тут, во всяком случае, по своей животной природе.
Практически все браки, даже счастливые, — это ошибка: в том смысле, что практически наверняка (в более совершенном мире или проявив лишь малую толику осмотрительности в мире этом, весьма и весьма несовершенном) оба партнера могли бы подыскать себе более подходящих спутников жизни. Но «истинная родная душа» — это тот или та, с кем тебя соединили узы брака. И сам ты практически не выбираешь: жизнь и обстоятельства сделали за тебя почти все (хотя если есть Господь, значит, это — Его орудия или Его волеизъявления). Общеизвестно, что на самом-то деле счастливые браки встречаются куда чаще там, где у молодых людей «выбор» еще более ограничен родительским или семейным авторитетом, — главное, чтобы там действовала социальная этика простой, неромантичной ответственности и супружеской верности.
Вам ещё не противно? Лично мне противно. Зато становится полностью ясно, откуда автор "взял" жёстко предопределённые раз и навсегда эльфийские браки, например. В представлении христианина и консерватора безошибочно и безвариантно посылаемая судьбою раз и навеки "половинка" - это единственное, что может быть признано "правильным". И ведь, кстаааати... Кстати, почти все женские образы в толкиновском каноне - это, конечно же, образы возлюбленных, супруг и матерей, то-есть, женщины эти (Я имею в виду именно как образы, несущие некую сюжетообразующую нагрузку) без мужчин в этом самом сюжете несамодостаточны. Лютиен не пошла бы в Ангбанд за Сильмариллом, не будь у неё Берена. Йовин попросту прямо-таки обязана втрескаться в короля Арагорна, а иначе зачем бы ей вообще на войну-то идти, как не спасаясь от любви несчастной... Полностью свободна от "мужского участия" в своей жизни только Ниенна (но в "Утраченных сказаниях" она вообще - Смерть, какого ей мужа ещё???), максимально свободна Галадриэль, настолько во всём превосходящая своего мужа, что волей-неволей лезет в голову классическое обывательское "Господи, ну, что она в нём нашла?"
А ведь законы жанра, ткань фантастической, даже волшебной, сказочной реальности вполне позволяет поселить там каких заблагорассудится "амазонок" - хоть воительниц, хоть мудрых королев, хоть жриц-хранительниц волшебных артефактов, хоть... Да вообще всё, на что фантазии хватит, сказка это допускает, в сказке это будет органично. (И в сказках народных, если уж на то пошло, самодостаточных и деятельных героинь, как злых так и добрых, полным-полно). А у Профессора - только Галадриэль, да те же Йовин, да в Первую Эпоху Лютиен и Арэдэль, а из смертных Морвэн, безрассудно оставшаяся под оккупацией и Халет, предводительствовавшая своим народом полностью самостоятельно.Остальные либо вовсе не проявляют никакой личной инициативы, либо делают это исключительно вынуждено (Как Ниэнор Ниниэль, которую злая судьба только и делает, что ставит в разные позы, вот и приходится бедной девушке раскорячиваться... И правильно, совершенно логично, в патриархальном обществе иначе и быть не может. И патриархальное общество для Профессора, судя по вышеприведённым цитатам, равняется идеальному.
Причём, общество патриархальное не только в отношении к женщине, общество, патриархальное во всём. По мере чтения толкиновских писем до меня дошла простая в сущности, мысль: Толкин, как и многие другие из авторов "волшебных Неверлендов", (где бы эти Неверленды не "размещались" - в ином пространстве, ином времени, не знаю уж, где ещё), сознательно, или нет, описывает своё личное представление об идеальном мире.
И если я в этом прав, то становится ясным совершенно - "откуда столько искаженцев развелось". В мире, который был бы идеален для христианина-консерватора-пуританина (по крайней мере, пуританина в расхожем смысле слова), человеку, который этому описанию не отвечает, будет плохо, тесно и неуютно. Мир, чётко и безаппеляционно разделённый на чёрное и белое, мир, где все знания приходят из "древнего прошлого", так, или иначе через Валар, мир, где любой мятеж, поиск и конфликт по факту является диссонансом и злом, этот мир неизбежно будет тюрьмой любому свободомыслию.
В письме №46. к К. Льюису примечательна фраза: Любой из пунктов обязательной христианской морали действителен не только для христиан.
Письмо пятьдесят третье, к Кристоферу феерично полностью, как и следующее за ним.
====================================
Уже предвижу стопятьсот потенциальных возражений. Но о них лучше пусть будет следующий пост.
====================================
Формулирование личного имхастого имха, касательно писем и личности Профессора, скорее всего, продолжу. Потому что мне это интересно формулировать.
Да, Толкин не изобрел феминизм в современном варианте. Давайте его считать мизогином
эх, не люблю я это слово.А Ньютон не изобрел квантовую физику. Давайте его считать идиотом.
А может быть, он напишет апокриф, в котором все негры будут богатыми и уважаемыми, а белые в полной заднице. Это вполне может подсказать человеку чувство справедливости. )))Касательно конкретно Толкина я попросту не ожидал увидеть этакую "дремучесть". Как говорится, "меня жизнь к этому не готовила". Я никого не призываю считать идиотом. Мизогиния, да ещё и продиктованная естественными и характерными для общества, в котором Профессор вращался, взглядами - разве равнозначна идиотизму? Где я это написал? Я другое написал: что мне стало противно. И мне, чёрт возьми, имеет право быть противно. Точно так же, как кому-то другому имеет право противно не быть.
И подозреваю, что именно это имелось в виду в письме № 46.
Кстати, хочу заметить, что христианская религия (во всяком случае, Предание) этого не требует, но это тема для личного разговора
А я лишь указываю, что по меркам его времени, это никакая не "дремучесть", а очень даже мягко. К тому же, некоторые женщины в книгах Профессора никакие не "помощницы", а вполне самостоятельные и самодостаточные личности. И вообще "нэри и нисси равны". По тем временам это уже очень немало.
Да что там Толкин... посмотри на количество и роли женщин в поздних и ранних книгах по Вахе - и то разница, пусть и не такая большая, но есть.
А по сравнению с антологией феминистской фантастики у Толкиена вообще трындец. А по сравнению с каким-то Лукьяненко, где самки разумного вида были неразумны - наоборот.
Мне кажется, сравнения здесь не очень уместны и каждый мир можно рассматривать только в отдельности
www.henneth-annun.ru/forum/sovet-mudryh-osnovno...
Ну да, Толкин был неидеальным человеком, и многие его взгляды не совпадали с теми, что считаются хорошими сейчас, и с теми, каких придерживаетесь лично вы) Это же нормально) Я, например, в свое время сильно удивилась, узнав, что он был очень верующим человеком. Поскольку тогда уже склонялась к атеизму и увидела в Средиземье мир, где всем прекрасно живется без религии, ну по крайней мере, в ВК она не влияет на мораль и законы. А потом опа: "Властелин Колец в своей основе произведение религиозное и католическое".
Что касается моногамии, то она направлена в обе стороны, так что и у мужчин здесь особых прав нет.
А отвращение у меня не Толкин вызывает, а уже вы лично.
Это уже отнюдь не мало.
Кстати, Нерданель - мать самого большого эльфийского семейства - была не только хозяйкой дома, но и выдающимся скульптором, а также, по-видимому, хорошим психологом (подмечала жесты и выражения лиц, получила прозвище Мудрой).
Идриль организовала тайный ход из Гондолина и во время стычки с Маэглином, "несмотря на всю свою прелесть и хрупкость, билась, как тигрица" (правда, это не Сильм, а черновики). И замуж вышла по собственной воле, за смертного, но по любви. В типичном патриархальном обществе ее могли бы выдать за кузена без ее согласия, при условии достаточного влияния Маэглина (а тот, как мы знаем, по славе был у нолдор "вторым в их державах") не прошел бы даже такой аргумент против, как двоюродное родство.
Что еще интересно: жены и невесты части нолдор не последовали за ними в изгнание, хотя могли бы. Т. е. женщинам оставили право выбора, и при этом они не осуждаются в тексте.
Конечно, Толкин не был феминистом.
Но, ИМХО, у некоторых современных авторов и публицистов шовинизма и то больше. Во всяком случае, у российских. Вспомним того же Лукьяненко и Перумова.
Толкин, конечно, не Хобб и не Джордан. Но и такого дремучего антифеминизма, как ему приписывают, у него нет.
Носителем Света Илуватара является "дух, который позже стал Вардой". Конечно, у Стихий пол более условен, но это тоже показатель. Свет несет Королева, а не Король.
Малюсенькая поправка. Если бы в каноне не было четко сказано, что браки между двоюродными родственниками запрещены, и при условии, что в типичном патриархальном сообществе разрешаются браки между двоюродными братьями и сестрами.
В современном Египте, оказывается, такие браки воспринимаются положительно. В тех же сказках из "Тысяча и одна ночь" главные герои часто женятся на дочери своего дяди или девушка выходит замуж за сына своего дяди.
Информационные отрывок про подобные браки в средневековой Европе: www.proza.ru/2012/07/26/1762 (Наталья Ческидова, глава 8 "Кузенный брак"
Как всегда, приходят люди, оставляют те, или иные замечания по делу, которые интересно прочитать и обдумать.
А потом приходит Ilwen и выражает совершенно бесценное мнение в стиле "только я права и все кАзлы"...
Печалька и несправедливка.
Ilwen,
Мадам, уже не первый читатель фейспалмит от ваших высказываний здесь, но когда вы опускаетесь до откровенных оскорблений в адрес хозяина дневника, знаете, это уже переходит все границы. Нет-нет, меня сюда никто не приглашал, чтобы "защищать автора днева от вас", как вы изволили высказаться в одном из тредов, просто я в шоке от подобного хамства, и не могу пройти мимо молча. Если до сего момента я ещё считала вас разумным человеком, чересчур ретиво отстаивающим свою жизненно-мировоззренческую позицию и отношение к литературе, то сейчас вы упали в моих глазах до уровня трамвайного хама.
Yaten Uranium, идите нафиг. Надоели все со своей толерастией.
По-моему, вы откровенно неумная женщина с массой амбиций. Жаль, мне сперва мерещились у вас проблески разума, наверное, показалось.
Хозяин дневника - святой человек, что терпит ваше присутствие. Любой другой закрыл бы вам доступ для комментирования.
Счастливо оставаться, и желаю не отравиться собственным ядом.
Это из "Истории Средиземья"? В Сильме сказано буквально не "запрещено", а просто "не женились на столь близких родственниках, и никто ранее не выражал никакого желания так поступать" (The Eldar wedded not with kin so near, nor ever before had any desired to do so).
при условии, что в типичном патриархальном сообществе разрешаются браки между двоюродными братьями и сестрами.
В семьях монархов и знати это было распространено в течение долгого времен. Более того, фараоны женились на своих сестрах (как минимум - на сестрах по отцу, если речь шла о детях от разных жен, пример - брак царицы Хатшепсут). В Южной Америке на родной сестре имел право жениться Великий Инка, в отличие от своих подданных.
Ilwen, статья интересная, спасибо.
Но не совсем понятно, зачем в чужом дневнике переходить на личности и прямо оскорблять его владельца. Обычно так поступают либо сетевые тролли, либо личности, сильно не поделившие что-то в реале, как, например, одна моя знакомая пара при разводе. Остальным как-то жаль времени и нервов.
А где это я его оскорблял? Ну, да, я честно признался, что мне было противно вычитать у него такие-то вещи. И что?
Я написал, что он консерватор. Но консерватор - это тоже не оскорбление, это термин.
Я же основывала свою мысль на цитатах из Сильмариллиона. Согласно источнику в Нуменоре это не приветствовалось, как и у нолдо.
Но Фаразон взял Мириэль в жены против ее воли, сотворив тем зло, а еще большее зло было в том, что обычай Нуменора даже в королевском доме не дозволял заключать браки между родичами более близкими, чем дети двоюродных сестер и братьев.
У нолдо подобное нашла в главе о Туоре и Идриль: цитата из главы 16. Маэглин
Я смотрел текст оригинала.
В любом случае, самое главное (в контексте феминизма) - это согласие женщины. В мусульманских странах женщину могут казнить, если она вышла замуж не за того жениха, которого избрал ей отец. А Идриль Маэглина не любила, и его попытки добиться ее явно осуждаются и в черновиках.
Но Фаразон взял Мириэль в жены против ее воли, сотворив тем зло, а еще большее зло было в том, что обычай Нуменора даже в королевском доме не дозволял заключать браки между родичами более близкими, чем дети двоюродных сестер и братьев.
У нуменорцев это могло быть страхом получения больного потомства, если уже был такой опыт в прошлом.
Интересно, кстати, как у эльфов обстоят дела с возможными генетическими дефектами. Хотя людскими болезнями они, по идее, не страдают.
Кстати по Толкину. В "Законах и обычаях эльдар" нашла такую цитату www.kulichki.com/tolkien/cabinet/kolzo_mo/laws....
Оказывается, исключения из правил возможны и в каноне, так же как в случаях, которые вы приводили выше, из истории.
А Идриль Маэглина не любила, и его попытки добиться ее явно осуждаются и в черновиках
Вот это самое главное. Насильно мил не будешь. Идриль любила Туора.
Но закон Эльдаров запрещает заключать браки при столь близком родстве, и до сих пор никому в голову не приходило нарушить его.
Я наверно не устану приводить свою любимую цитату на эту тему из ЗиОЭ:
Напротив, двоюродные брат и сестра могли пожениться, но поступали или желали поступить так очень редко, и только если один из родителей каждого не приходился родней всем остальным.
Собственно, Эол не приходился родней никому из остального семейства, также, как и Эленвэ. Так что, имхо, главная причина несогласия на брак как раз-таки нелюбовь Идрили, а близкое родство тут уже вторично.
По сабжу же. Айхалли Хиайентенно, Причём, общество патриархальное не только в отношении к женщине, общество, патриархальное во всём.
Эммм. Мне кажется, было бы странно от стилизации эпоса ожидать, чтобы описанное в нем общество было _не_ патриархальным. А каким оно должно было быть, чтоб быть верибельным при всех входящих реалиях? Я согласен, что это может не нравится (на вкус и цвет, как говорится), но оно как раз логично, нет?
Вы правы абсолютно. Логично. Но не нравится. Но логично. (Я - как раз тот параноик из анекдота, который "знает, что дважды два - четыре и нервничает"))))
Заодно стало интересно: можно ли вообще версифицировать как раз таки непатриархальное (или какое-нибудь ещё экзотическое по сравнению с классикой жанра) общество в сходных реалиях? Наверно, это уже не люди и близкие к ним существа должны быть...
Версификация эпоса гвардов... Аааааа!...)))))))))