Это же Ангамандо, чувак!..

В Контактике нашлось.
====================================
Ностальгии ради взялся перечитывать "Властелина Колец".
Если честно, ожидал разочарования, нет, не в книге, конечно, она-то не изменилась - в себе. Увы, часто ведь бывает и так, что то, что в юности казалось волшебным, эн лет спустя уже почему-то "не пускает" в сказку, не показывает колдовства, которым поманило когда-то. Я так несколько хороших книг и фильмов для себя "потерял", начиная с Нарнии той же.
Нет, "Властелин" не подвёл. Всё то же звенящее ощущение путешествия по волшебной тропинке в сказочный мир, где каждое дерево хранит секреты, за любым поворотом - открытие. Нисколько не помутнело это ощущение с детства. И - вы знаете - нет ни малейшего желания с чем-то внутренне спорить, находить какие-то подвохи и междустрочные смыслы. В отличие от "Сильма" и прочего подобного, что даже помимо желания там и сям вызывает какое-то интуитивное неприятие, несогласие, желание поковырять пальцем позолоту и готовность увидеть под ней неприглядную изнанку, "Властелин" легко и просто воспринимается просто как данность. Да, все на свете эльфы прекрасны, да, Саурон - враг и гад, да, всё происходит именно так, как должно быть и ни как иначе. Легко-легко бежишь глазами по строчкам (а мыслью по Эндорэ), и ничегошеньки протестного даже тени не возникает. (Хотя давно уже прочитаны, и чуть ли не кусками непроизвольно выучены наизусть и тексты Хель Итилиенской и "назгульские" черновики Ниенн"Ах). Сказка - живая, дышащая, сотканная из тысячи тысяч пронзительно ощутимых мелочей ласково и незаметно "присваиват" меня-читателя, делает частью себя, пронизывает тёплыми золотистыми лучами. И уже как-то подозрительно искренне жалеется, что хреновый был бы из меня лориенский эльф...
Но назгулы несмотря ни на что безотчётно нравятся. Как и тогда в детстве.
ППКС. Когда читала "Властелина", принимала его как он есть. Как красивую волшебную сказку о победе добра над злом, дружбе и любви, верности слову, преданности своей стране, самопожертвованию. Ощутила некоторую грусть, до сих пор помню это чувство, когда Властелин закончился и эльфы ушли из Средиземья. Тоже самое было и с Хрониками Нарнии.
В Сильме есть очень много хороших персонажей и вещей, особенно история Берена и Лютиэнь. Но есть вещи, которые мне совершенно не зашли, связанные как ни странно с геологическим строением Арды и катаклизмами, с валар и созданием мира, вызвавшем ощущение дежа-вю и нехилый конгитивный диссонанс с Библией, а также с тем, сколько страниц уделено истории эльдар, их языкам.
Но как бы там ни было профессор написал замечательную книгу, в том, что многое в ней не нравится, это особенности моего восприятия мира, истории и моральных принципов.
ППКС, как говорится.
Если интересно, могу перечислить, что мне более всего в "Сильме" "не зашло".
Это прямо-таки из всех междустрочий сочащееся: можно сделать любую гадость, она простится, если ты с Запада, "во-всём-всегда-везде-виноват-Моргот" (Этого даже для мифа как-то слишком), нет ни одной истории простого человека, или эльфа - сплошные короли и князья (В фольклоре, причём, такие мотивы ЕСТЬ), и совершенная непроработанность экономики и быта, даже в комментариях и статьях. Понимаю, что скорее всего, самому Профессору это было неинтересно, но сложить в голове цельную картину эти белые пятна отчаянно мешают.
И пусть потом канонисты не обижаются на предположение, что у Атани было крепостное право - пусто место свято не бывает, а раз в "Сильме" и так-то куча параллелей с земным ранним средневековьем, а Профессор словечка не сказал на эту тему, то почему бы и не предполагать так?..У Профессора (этот человек заслуживает, чтобы его писать с большой буквы) есть хорошая цитата, смысл которой в том, что всем не угодишь. Он даже представить не мог, что его произведение вызовет такой резонанс, и читатели будут обсуждать подобные детали. Но он же когда-то сказал - вот бы найти цитату - у каждого своя Арда.
Я этими моментами особо не интересовалась. Если Профессор ничего не сказал на эту тему, значит можно использовать тег Not Given. Могло быть и так, могло и не быть, смотря кто какой версии придерживается. Вот Акаллабет с точки зрения современной науки дело другое. ВВС вон расскладывает библейские катастрофы с современной точки зрения, значит и я могу разложить катастрофу вымышленного мира по нашим понятиям.
Мнение правоверных канонистов пусть остается при них, я их выводам не доверяю, а предпочитаю делать свои. Если что-то не хватает в каноне, открываю апокриф или другой фэндом, в котором это есть. Те же вопросы организации и общества и экономики есть у Сальваторе, в Звездных Воинах, Dragonlance, Дюна, исторических книгах. Список можно продолжать до бесконечности.
Сильмариллион - летопись, в которой автор писал то, что считал нужным и правильным. Есть ещё такой момент: летопись скорее написана с точки зрения эльфа, чем человека, а у квенди и атани могут быть разные взгляды на одну и ту же проблему.
Я уже говорил где-то выше (может, даже в той приснопамятной длинной-предлинной простыне комментов), что Профессор, как любой нормальный человек, писал о том, что интересно ЕМУ. И имел на это полное право.
А уж как мы, читатели, распорядимся его текстом - это уже наше право. У каждого своя Арда - да, конечно же! Но эту самую "свою Арду" каждый строит для себя сам собственными мыслями. (Угу, чуть не написал "по мысли своей", но тогда получается, что каждый из нас - ма-ахонький такой Илуватаришко))))) И это - нормальный процесс (более того, его, процесса, наличие и отличает гениальную фантастику, на мой взгляд, "просто книжки", даже "просто хорошие " не "достраивают"), так что канонисты идут лесом через Хэлкараксэ. О чём это я? ах, да... Мою Арду за меня никто не построит и не обязан, вот как-то так, что ли... Равно как и Арду соседа.
Интересно, сюда светлый западный сил засунет свой западный нос? ))))Интересно, сюда светлый западный сил засунет свой западный нос? ))))Зачем? Проще забить на дискуссию. Все равно все останутся при своем мнении. У вас в дискуссии были светлые, которым веришь, которые нормально и без оскорблений доказывают свою точку зрения. Если бы они встретились мне раньше до того, как я узнала на свою голову о фанфиках валаропоклонницы, я могла бы стать канонистом. Теперь уже нет, не переубедишь, BBC дороже Я очень хорошо отношусь к апокрифам Еськова и Перумова, принимаю ЧКА, Звирьмаррилион. Чего я должна от всего этого отказываются?
(Угу, чуть не написал "по мысли своей", но тогда получается, что каждый из нас - ма-ахонький такой Илуватаришко)))))
Есть такая писательница Елена Петрова, у которой есть книга "Стать Демиургом". В ней рассказывается о Школе Демиургов-Творцов, создающих целые миры и не только об этом. Получается, что писатель, когда создает свой мир, в какой-то степени демиург.
Меня, однако, тоже удивило, что, оказывается, есть люди, видящие своё призвание в том, чтобы объяснять другим людям, как правильно Арду любить. (Лично мне это занятие кажется вообще наиглупейшим). Полагаю, что ни от чего не надо отказываться, более того - все каноны и апокрифы и разборы так или иначе могут рассматриваться как документы одного и того же мира, имхо.
Вообще, боюсь, что мотивации военных действий слишком оголтелых "борцов за профессорскую запятую" на самом деле далеки от какого-либо толкиноведения. Они явно другие какие-то. Но это уже их, борцов, личное дело. А мне не жалко. )
**************
Книгу про школу демиургов хочу, хочу, ХОЧУ!!!!
tululu.org/a13368/ Здесь есть первые две части цикла "Лейна" и "Стать демиургом".
Сначала все начинается как история обычного попаданца в фэнтезийный мир, а потом оказывается, что этот попаданец и не человек вовсе, а демиург. С третьей частью неясно: то ли автор её не дописал, то ли она уже есть, но не в свободном доступе.