19.01.2017 в 10:52
Пишет
Легионер в отставке:
Астенический синдром (Неврастения)
(с) Мария Михайлова
, болезнь Бирда, американская болезнь,
американское нервное истощение.
Наиболее типичными, постоянными, являются четыре симптома:
1. Раздражительность. В зависимости от формы и стадий болезни она может проявляться в гневливости, взрывчатости, повышенной возбудимости, ворчливой обидчивости, придирчивости или недовольной брюзгливости. Внутренняя тревога, беспокойная деятельность, «неумение отдыхать» характерны для раздражительности при неврастении. При некоторых формах астении раздражительность проявляется в ранимости, сензитивности со слезами и недовольстве по явно неадекватным поводам и т. д.
2. Слабость. У одних больных это почти постоянное, быстро появляющееся чувство физической и умственной усталости, ограничивающее работоспособность, нередко возникающее еще до начала работы. У других — неспособность к длительному напряжению, быстрая истощаемость, ведущая к падению качества и количества производимой работы уже через несколько часов после начала таковой. Однако как бы ни были различны проявления и степень слабости, повышенная истощаемость, утомляемость, субъективное чувство усталости и снижение продуктивности в работе — налицо при любой астении. Так же наблюдается эмоциональная слабость, малейший повод вызывает слезы. Эмоциональная лабильность (быстрая изменчивость чувств).
3. Расстройства сна. Сон больного неврастенией характеризуется чуткостью, тревожностью, «прозрачностью», иногда также «отсутствием чувства сна» и всегда отсутствием освеженности после сна. Бессонница при неврастении нередко связана с временным подъемом работоспособности ночью.
4. Вегетативные нарушения также являются обязательным симптомом каждого астенического состояния. Головные боли при неврастении чаще возникают при волнениях, усталости, к концу рабочего дня, они носят стягивающий характер (больные указывают, что на голову точно обруч надет — «каска неврастеника»). Повышенная потливость, понос, изменчивый пульс и артериальное давление.
Для того, что бы понять, что нарушено при неврастении можно сначала вспомнить, что такое здоровая саморегуляция.
читать дальше
Повторю прописное. Здоровой саморегуляцией считается вот такой процесс –>Ощущение своей потребности, а может быть нескольких потребностей -> ранжирование этих потребностей (выделение главной, доминантной) –> мобилизация энергии для удовлетворения доминантной потребности –> действия –> переживание удовлетворения (покой). Все очень физиологично.
А теперь пройдемся по основным симптомам.
Раздражительность – другими словами, это сверхчувствительность. Если мы чувствуем раздражение, то это сигнал, что нам нужно уменьшить контактирование с тем, что нас раздражает. Клиенты говорят о своем раздражении примерно так: «Знаете, я не тот человек, которому можно выдать разрешение на ношение оружия, бесит всё!»
Если наша психика решила так обороняться от внешних стимулов, то, скорее всего, сделала она это из-за того, что является избыточно проницаема для них. А, психическое насыщение всегда сопровождается усталостью, перенасыщение – отвращением. Так у нас появилась еще одна отсылка к еще одному симптому при неврастении – усталости. «Усталость, не знающая покоя», так называют психиатры неврастению. Отвращение, практически всегда дает аффективный взрыв, так появляется – гневливость.
Что происходит после перенасыщения границы стимулами стало понятно, но что является причиной этого перенасыщения? Опять вернемся к словам клиента «Бесит все!», а значит, воздействует всё: и тройки сына по математике, и неповоротливая бабушка с тележкой в метро, и звонки подруги вечерами, и разговоры мужа о работе…
Наше бытовое решение могло выражаться в совете: «Забей, он может не быть круглым отличником, откажи подруге или поговори о том, что интересно тебе, попроси мужа сегодня не рассказывать рабочий быт». Хорошие советы? Да, конечно хорошие, но как и любой очевидный совет – невозможные. Почему? Да, потому что нам ответят «Как же я все это брошу!?» И опять слышится тотальная форма ВСЕ. Так вот, неврастения это попытка организма отвергнуть все раздражающие стимулы. Таким образом, стало понятно, что у неврастеника сломался важнейший инструмент ранжирования, который выбирает «мне это важно, а это неважно» или «это мое, а это не моё». Одна из стратегий работы уже вырисовывается, надо учить клиента определять доминанту, а так же интересоваться, как так вышло, что здоровая функция отвержения неважного поломана…
Перейдем к следующему симптому, его анализ прольет побольше света на этот вопрос.
Слабость – или усталость. Усталость это мощнейший сигнал, о том, что нам надо прекратить ту деятельность которой мы сейчас заняты, но повторю, психастению называют еще усталостью, не знающей покоя. Да и сами психастеники не скрывают, что живут под девизом «Отдыхать надо, когда все сделано, а не когда устал!» Вот тут самое время вспомнить о поломке, которую нашли в симптоме раздражения – нечувствительность к доминантной потребности.
Еще раз кусочек теории. Осознание доминантной потребности и организация деятельности для ее удовлетворения - есть форма здоровой саморегуляции организма. Об этом уже писалось выше. Потребность становится доминантной не произвольно, а спонтанно. Т.е. невозможно своим высоким решением поменять статус важности своих потребностей, мы можем только отложить их удовлетворение. Если я схватила с плиты горячий чайник, а под ногами у меня крутится ребенок, то доминанта однозначная - «выпустить чайник из рук», но я могу отложить ее произвольно, тем самым уберечь ребенка от ожогов. Доминантная потребность рождается спонтанно, а управляем удовлетворением это потребности мы произвольно, т.е. по своему решению. Удобно, если не злоупотреблять.
Но при психастении поломано осознование доминанты: стимулы, на которые откликается клиент, для него равнозначны, он не умеет их ранжировать, к тому же, все в тех же симптомах мы наблюдаем лабильность (легкость переключения с одной фигуры на другую). Нам клиенты рассказывают об эмоциональной лабильности, об отвлекаемости, сложности концентрации внимания. Как же это может быть, что человек путается в силе голоса собственного организма, для него «Я хочу есть» и «Я устал сводить отчет» и «Что там сейчас идет по телевизору?» звучит одинаково ТИХО!
Выходит, для того, чтобы как-то ориентироваться, что сейчас делать, нужно интроецировать (принять чужое на веру) какое нибудь представлениеt;так не должно быть; или ;как быть должно, но опять же, для реализации инородных желаний нужно очень много энергии, гораздо больше, чем для реализации своих. От этого и обессиленность.
Но это еще не весь неврастенический спектакль: лабильность!
Прыжки по фигурам, от одной потребности к другой, от одного отклика к другому, третьему, четвертому дают не просто усталость, но и еще тотальное чувство неудовлетворенности, а значит рано или поздно аффективный взрыв. И правы клиенты-психастеники которые негодуют «От чего же я устал, я же ничего не сделал, результата нет!»
Кажется, вот теперь занавес…
Оп, нет, есть еще расстройства сна – как неспособность оставить на ночь попытки хоть что-то завершить и соматические жалобы на головные боли – удержание, постоянное напряжение и удержание собственных потребностей в угоду «путеводным» интроектам.
Вот теперь, кажется, все. Только осталось написать, что с этим делать:
Обучать клиента слышать свои доминантные потребности, отделять «здесь и сейчас» от «там и тогда».
Завершение подвисших дел, последовательно.
Возвращать клиенту способность пользоваться функцией локального отвержения.
Долгая работа с вычленением интроектов.
Помощь в удержании напряжения для достижения реализации потребностей (фрустрация лабильности).
URL записи========================
Во многом узнал себя. Вот оно: моё постоянное "Что-то
неправильно, как правильно, непонятно, но так как есть -
неправильно!" И никакущая работоспособность. И растущая злобность, в последнее время справляться с "бесячкой" стало так сложно, что я "Новопассит" купил и принимать начал. И чувство, что я живу какой-то чужой жизнью, играю противную и нелепую навязанную роль, в то время как настоящая жизнь проходит мимо и настоящие дела не делаются... И... Ещё очень много разных "и"...
Ладно, смотрим и разбираемся.
Интроекции - ну, да! Если десять лет пытаться тянуть на себе неподъёмный, на самом деле, воз, ещё не такие интроекции будут! Сколько раз моё "хочу" расшибалось вдребезги о жестяное "надо!" (Сейчас нет денег\сначала в ветеринарку\заткнись, ему нужнее\етс). Что теперь делать? Заново знакомиться с самим собой. С самого начала. С элементарной азбуки самых простых предпочтений. "Помощь в удержании напряжения для достижения реализации потребностей" - это, как подсказывает логика, умение настаивать на своём. Опять же - начиная с мельчайших мелочей. Контрольные моменты - таймер ставить, а по сигналу прислушиваться к себе: чего ты, Вражинушка, сейчас желать изволишь? Кофюшко или чтоб все передохли? Последнее - исключительно неконструктивно, а вот за кофюшком мы нашу превосходительнейшую задницу понесём сейчас. И если донесём - то будем запредельные молодцы! Да, вот так - по-детски. Потому что "путь в тысячу ри начинается с первого шага". Зато в конце пути будут мои реализованные проекты, и щастье-щастье. Потому что щастье - это же и есть реализованные проекты прежде всего.