Прочитал я постом ниже процитированную статью. Упомянутый в ней пост про камбоджийских девочек прочитал тоже. И по ассоциации со словами
"Эти девочки -- настоящие жертвы. Жертвы, которые не могут изменить свои жизни самостоятельно. Нет у них, сидящих в нагретых раскалённым камбоджийским солнцем железных будках, такой возможности. Их её лишили." вспомнил свою уже давнишнюю идею сказать несколько слов на ещё одну обрыдлую тему.
====================
В последнее время мне часто попадается на глаза странноватый термин - "психология жертвы". Причём, употребляется он в значении исключительно негативном и применяется почему-то к людям, о которых гораздо более удачно и логично говорится, что им "корона жмёт". Некто ведёт себя так, будто все до одного окружающие должны ему миллион евро, но злокозненно не отдают - это у него "психология жертвы". Некто бесконечно обвиняет в своих собственных промахах, а то и сознательно сделанных гадостях кого угодно, кроме себя, даже Путина и погоду - это у него "психология жертвы". Некто знать ничего не желает о хотя бы минимальной ответственности за свои поступки, а когда его прижимают к стенке, включает режим несправедливо обиженной деточки - конечно же. это "психология жертвы".
читать дальше
Доходит до маразма: большинство из нас вообще боится показать, что нам бывает страшно и больно, признаться в том, что однажды нас действительно несправедливо обидели. Потому что сделать так, значит - рисковать нарваться на то, что нас самих довольно злорадно уличат в этой самой "психологии жертвы" и проассоциируют с вышеописанными "нектами". А это, мягко говоря, неприятно. В ситуации, когда всё реально худо - вообще невыносимо. Ну, и конечно же, ёжику понятно, что в девяносто девяти случаях из ста фразочки типа "Прекрати вести себя как жертва" - это аккуратно завёрнутое в привычную вежливость "У меня нет ни малейшего желания тебе помогать, хоть пропадом пропадай, мне всё равно, и за моё равнодушие нисколечко не стыдно". В сотом случае имеет место быть зашкаливающий уровень хмм... хрустальной наивности.
Но давайте присмотримся к самому этому устоявшемуся выражению "психология жертвы". Слово "психология" иногда используется в значении "характерные особенности мышления, восприятия мира и построения жизненных стратегий". Говорят, допустим, "психология подростков", "обывательская психология". "психология творческого человека" и т. д, можно подставить любую человеческую категорию. "Жертвы" - это тоже категория, так что про их психологию тоже можно так общо сказать.
Теперь о том, кто такая "жертва". Да, Господи, "жертва" - это любой кто угодно, с которым случилось что-то очень плохое. Любой, кто от чего бы то ни было ПОСТРАДАЛ. Понёс ущерб. Жертвы бывают чего угодно - терракта, болезни, природной катастрофы, железнодорожной аварии, уличного грабежа, пожара, врачебной ошибки - список бесконечен. А если меня покусала собака, значит, я - жертва собаки.
И у жертв чего угодно есть, действительно есть, вышеупомянутая "психология" - некая общность в мышлении и восприятии. Жертва, как правило, мир какое-то время видит по-своему, "по-жертвовски". И в наиболее выраженных случаях это называется ПТСР, считается болезнью и требует реабилитационных мероприятий. И ежу понятно, что никакая "корона" пещерного эгоизма тут и рядышком не валялась. (Начнём с того, что у всамделишной жертвы чаще всего нет сил какие-то там права качать - ей больно и страшно, а ещё она кромешно устала от всего этого свалившегося ей на голову дерьма).
Жертвы психологического террора, детских травм, простой человеческой глупости и простой же человеческой подлости тоже бывают. Мысль далеко не нова, правда? Но почему-то они зачастую вызывают у окружающих вместо сочувствия едва ли не злорадство. Либо же - этакое снисходительное презрение: "В Африке дети голодают, а ты, фиЯлка этакая, тут со своими душевными болячками носишься". Даже и сами такие жертвы зачастую испытывают стыд и чувство вины из-за того, что не могут сами справиться со своими травмами, не могут "положить прибор", не могут... В общем, чего-нибудь такого не могут, даже всерьёз посочувствовать голодающим детям Африки, потому что внутреннего ресурса на это у них нет. А психологи на полном серьёзе советуют "ни при каких обстоятельствах не позволять себе чувствовать себя жертвой".
Простите великодушнейше, но откуда это вообще взялось? Где логика? Чем с этой - общей точки зрения жертва психологического насилия отличается, допустим, от жертвы дорожной аварии? В обоих случаях мы имеем некого человека, с которым внезапно стряслось нечто болезненное и очень страшное, в результате чего человек испытал некий ущерб.
Вообразите себе, ну, например, такие рекомендации:
- Чтобы у вас перестала болеть ваша сломанная в трёх местах нога, прежде всего постарайтесь принять с любовью сбившую вас машину. Отпустите прошлое, найдите позитив в произошедшем, улыбнитесь новому дню. И вообще, хватит уже тут стонать, идите на работу, нытиков никто не любит, так что просто не парьтесь. Да, ещё - ни в коем случае не считайте себя потерпевшим, вы должны сами нести ответственность за совершённый на вас наезд.
А теперь представьте, что наш условный невезучий пешеход такие советы получает ещё и ВМЕСТО помощи травматолога. Представили?
А теперь замените ногу на душу, машину - на каких-то обидчиков, или просто злую судьбу, которая "недодала" чего-то - здоровья, денег, возможности родиться и жить в более подходящем климате, да мало ли, чего она может там "недодать". И получите вполне расхожие фразы, каждый из нас их неоднократно слышал, читал, а то и сам говорил.
Ну, ладно, хватит маразма!
Если вам сделали больно и плохо, вопреки всем советам и рекомендациям начните с того, чтобы ПРИЗНАТЬ СЕБЯ ЖЕРТВОЙ. Многие люди склонны недооценивать разрушительное влияние окружающих и\или обстоятельств на свою жизнь. Сплошные "да, ладно, я сам дурак", "надо было вести себя иначе" и "на самом-то деле мама меня любит". Но отрицать, что на вас наехала судьба так же глупо, как и отрицать, что на вас наехала машина.
Дальше продолжаем эту линию сравнения. Что делает жертва аварии на дороге? Правильно - она ВОССТАНАВЛИВАЕТ, то, что можно восстановить после аварии. Получает медицинскую помощь. Решает, подавать или не подавать в суд на нерадивого водителя. Берёт больничный. В общем, осознанно и адекватно делает всё, чтобы перестать чувствовать себя плохо и начать чувствовать себя, насколько это возможно, снова хорошо. И никто, понимаете, НИКТО её за это не осуждает. И сама она себя за это не осуждает. (Конечно же, всё это жертва делает, когда уже перестала корчиться на шоссе, воя от боли и более-менее пришла в себя).
Жертва психологической аварии должна делать ровно то же самое. Компенсировать себе полученный ущерб. Как? Разумно. Начиная с поиска ответа на вопрос: в чём именно ущерб, как его можно (если вообще можно) компенсировать и что в каком порядке следует предпринять для этого. Но на всё это, опять-таки, силы есть тогда, когда ты уже не орёшь от боли. А значит, прежде всего, жертве нужно обезболивающее. И обеззараживающее.
Анальгетик для души - это человеческое сочувствие, внезапно, правда? Подчёркиваю - человеческое сочувствие. Искреннее. Если в непосредственном окружении жертвы источника этого лекарства нет, сойдёт даже телефон доверия. Но анальгетик должен быть. Антисептик для души - это спокойное обдумывание произошедшего и принятие решения. А дальше уже должны следовать действия. направленные на его, решения, воплощение в жизнь. И вот не надо грызть себя и паниковать, если не всё и не всегда получается сразу. В случаях, когда речь идёт об обычной аварии, восстановительная терапия - тоже дело долгое и трудное.
А если возвращаться к обладателям "корон", то банальнейшая логика, помноженная на этическое чутьё и ту же ассоциацию, может легко и точно подсказать: каких эпитетов заслуживает дядя, который, однажды угодив под колёса, решил, что это неплохой повод любому встречному автовладельцу брызгать в физиономию кислотой, отбирать кошелёк. увечить машину, а пом искренне обижаться на попытки бедного водителя пригрозить ему судом. Уж точно не жертвой, у жертвы ни на что подобное обычно здоровья не хватает.
Конечно, об этом всём можно было бы сказать полнее и лучше, но я сейчас сам жертва. Всё той же температуры.
@темы:
Просто так, в сторону,
Избранные разМЫШления.
Видишь ли, о чем бы мы ни говорили, мы исходим из окружающих реалий. В которых описанная тобою жертва ДТП в нашем обществе имеет права на оную медпомощь, больничный и т.д. А жертва психической аварии - таки да, не имеет. Ан масс. И можно сколько угодно и кого угодно стыдить - но да, в большинстве случаев "у меня нет ни малейшего желания тебе помогать, хоть пропадом пропадай, мне всё равно, и за моё равнодушие нисколечко не стыдно". Потому что я точно так же знаю, что за редчайшими исключениями - ни у кого нет желания решать мои проблемы, хоть я пропадом пропадай, людям все равно и им за их равнодушие нисколечко не стыдно. И не должно, в целом, быть стыдно, ибо эти проблемы создавали не они. Так же, как и я, если эти проблемы другим создавала не я - не должна быть обязана тратить свои ресурсы самого разного свойства на их разрешение.
Тяжело, трудно, больно? - уползай, зализывай раны, возвращайся в строй, ибо за твою жизнь никто не ответственен, кроме тебя. Такова жизнь. Если найдется рука поддержки в трудный момент - скажи спасибо и при случае верни долг благодарности. Но никто не обязан. Нравится это или нет, "правильно" это или нет - но окружающая действительность такова. И можно сколько угодно писать о том, "как было бы лучше", но никто не будет жертвовать своими интересами и удобствами ради "абстрактного правильно". Кроме, разве что, тех, кому с детства внушалось, что какое-либо вознаграждение возможно только в случае "правильного" поведения. А то и не вознаграждение, а просто "не будешь наказан". Кто в это поверил и эту веру вынес из детства.
И придется жить в том мире, который есть. Который сколько угодно может быть "неправильным", и тут уж воля твоя - готов ты класть жизнь на то, чтобы ломать инерцию системы (и чаще всего плоды трудов твоих пожнешь уже не ты, ибо чем больше система, тем больше ее инерция), или просто плюнешь на все и будешь жить, как тебе удобно. В меру возможностей жить, как тебе удобно. Со всеми, да, поправками на то, что если тебе помогли, не будучи ничем обязанными это делать, если к тебе были добры - это, скорее, исключение, чем правило.
Поэтому - хочется, не хочется, нравится, не нравится - но в большинстве случаев помогать себе реабилитироваться придется самому. И, таки да, "80% людей нет дела до твоих проблем, а 20% порадуются тому, что они у тебя возникли". Так что, желая сочувствия, надо очень вдумчиво подбирать себе реципиентов. И иногда смиряться с тем, что их может и не быть. И довольствоваться самосочувствием. Или обходиться без него, сказав себе простое и обычное - "бывает". Таков мир, что иногда тебя сбивает машина. Падает на голову кирпич. Се ля ви. Случается не только с тобой. Если это может утешить.
Рассчитывать в этом смысле на помощь других - несколько наивно. Может, в каком-то правильном мире, где все было бы правильно, это и было бы оправданно, но в нашем, особенно в нашей стране, со всей ее исторической традицией насилия и дефицита - "кому легко". Т.е. "всем плохо" и "посочувствуйте мне" для многих звучит как "я хочу, чтобы мне было лучше, чем тебе", т.е. "все мучайтесь, ибо куда денетесь, а вот я имею право на особое обращение". Как это злит, думаю, догадываешься. Да, лучше было бы, конечно, чтобы все всем сочувствовали, а не все на всех рычали, но для этого, в целом, нужны другие жизненные условия. А до той поры - таки да, притязающий на сочувствие и "право на помощь", если это не близкий человек, он выглядит, как "притязающий на ресурс, которого у тебя самого, для самого себя, в дефиците".
Нравится это или нет, но в виду это иметь стоит. Просто чтобы не "получать по зеленому затылку", когда и так плохо, на самом деле.
Как-то так.
Человек вообще, имхо, рождается, живёт и умирает одиноким. А так называемые "близкие" - это рандом. Могут быть, могут не быть, могут быть, но предать тебя в любой момент, или погибнуть, етс, етс. Есть они сейчас - наслаждайся, но не стоит забывать, что близость может закончиться в любую минуту. Поэтому я всеми лапами за профессиональную медицинскую помощь в этой области.
Мне хотелось обратить внимание на другой аспект проблемы - на то, что зачастую жертва не осознаёт себя жертвой, и воспринимает случившуюся бяку как угодно, но не как просто аварию, последствия которой надо разгребать. (А ведь когда-то я и сам был ровно такой дурак).
Просто чем грешат многие психологи, по крайней мере, теоретики и авторы популярных статей: они предполагают разгребания аварии, как "подготовка человека к жизни в идеальном мире", где снова надо доверять, открываться всему миру и пр. Т.е. под "разгребанием аварии" предполагается "обнуление полученного опыта". Сиречь, "чтобы ты снова наступил потом на те же грабли".
Ну и зачем?..
А чтобы клиентов на будущее не лишиться. ))))))
Хотя, конечно, если честно... Если честно, у меня была возможность сравнить: жить, "доверяя миру", или жить так, как сейчас, полностью разучившись это делать. Ну, так вот, это даже не день и ночь. Это ещё большая разница.
У нас странное общество. Оно всегда готово выдать человеку лицензию на любые гадости. Особенно, если автор гадостей что-то в результате их содеяния что-то выиграл материальное. Священники всех религий могут упроповедоваться до смерти, но среднестатистическая тётя Мотя всё равно будет считать, что чёрное - это белое. И с тем, что, например, воровство это грех, она согласится искренне, только, если у неё самой кошелёк тиснули. А если не у неё, а она - то она не грешница, а молодец.
В этом вывернутом обществе и отношение к сабжу какое-то вывернутое. Умнейший человек ты - и то пишешь, что негативный опыт, мешающий открываться миру" - это хорошо. Да ни хрена это на самом деле не хорошо! Это бронежилет, что прирос к коже и мешает дышать. И психологи (Если они правильные) учат не "обнулять опыт, чтобы снова наступить на те же грабли", а этот самый бронежилет таки хотя бы иногда уметь снимать. Грабли - это тоже рандом, они или будут или нет. А негативные изменения после прошлых душевных ран реально мешают тебе жить и быть собой каждый день и в каждом проявлении себя. Потому что последствия травм, без разницйы - телесных или душевных, они по факту не могут быть чем-то хорошим и полезным. "Идеальность" мира тут, имхо, не причём совсем.
Ну, так вот, это даже не день и ночь. Это ещё большая разница. - как бы, не спорю. Но вся шутка в одном: живем мы не в вакууме. Живем мы в определенных контекстах, и "класть на них болт" - имеет смысл тогда, когда имеешь достаточный ресурс прочности, чтобы получать все последствия на свою голову. Ну и достаточный повод эти последствия переживать, переносить и пр., т.е. тратить свой ресурс именно на это, а не на что-то еще.
Т.е. можно, к примеру, не учесть, что то или иное вещество ядовито, и выпить его. Можно. Ты свободный человек. Последствия будут за твой счет. Впрочем, даже если иметь в виду наличие страховой медицины, т.е. факт, что частично твое лечение оплатит государство (правда, о качестве его тоже вопрос стоит не праздный), то все равно все последующие проблемы со здоровьем будут твоими.
Так же и тут. Именно потому что у нас такое общество, какое ты описал. Потому что это культура дефицита жизненно необходимых благ и вещей, доставляющих удовольствие. Т.к. даже если они есть на прилавках - это не значит, что они в нужном достатке будут у каждой семьи. Со всеми вытекающими представлениями о благом и неблагом - сформированными в реалиях дефицита. Да, благим тут будет то, что "даст мне нужную плюшку". А какой ценой и за чей счет - уже не так важно, лишь бы не сам заплатил за нее слишком дорого. И тот, кто на эту плюшку посягает, будь она материальна или нематериальна (благо, мироощущение дефицита распространяется не только на материальные объекты, т.к. ресурс, который тратится на добывание объектов материальных, в т.ч. и нематериален, сиречь, время, силы, здоровье, пожертвование желаемым ради необходимого и т.д.) - это уже "враг".
Умнейший человек ты - и то пишешь, что негативный опыт, мешающий открываться миру" - это хорошо. Да ни хрена это на самом деле не хорошо! - ну а что лучше? - наступать снова на те же грабли?
Там, где этот опыт ты получил, логично предположить, что он может повториться. Если тебя на перекрестке сбила машина, то стоит смотреть, переходя дорогу, не едет ли кто, потому что не каждый сможет/захочет/успеет затормозить. Стоит просчитывать время, которое тебе нужно, чтобы дорогу перед движущейся в твоем направлении машиной перейти - или перебежать. Или подождать, пока проедет, и уже переходить. И т.д. Если не хочешь снова оказаться в больнице с аналогичной травмой (а то и травмой похуже, ибо раз на раз не приходится).
Опыт психических травм тоже стоит учитывать. Если ты подставился и тебе ее нанесли - кой черт разница, кто виноват. Никакой практически разницы нет, потому что разгребать ее последствия все равно тому, кого травмировали. Т.е. если он не будет дальше делать поправки на то, что "люди так могут", и "стоит смотреть по сторонам и отмечать характерные признаки", а также "смотреть в себя и замечать, где, как и чем подставляешься" - ну, снова здорОво, повторится. Ну потому что, плохо ли это, хорошо ли, вообще ли "никак и безоценочно" - весь мир ни под кого конкретного подстраиваться не будет.
А негативные изменения после прошлых душевных ран реально мешают тебе жить и быть собой каждый день и в каждом проявлении себя. - негативные или позитивные - это смотря как ими пользоваться, ИМХО. Если оголенным проводом, подключенным к электросети, волосы перевязывать, как шнурком - будет один результат. А если запитать от него соответствующий прибор, которым пользуешься - другой.
Все упирается в одно: в способность соотнести свой ресурс с энергоемкостью потенциальной ситуации. Т.е. чего будет больше: прибудет - ресурса от того или иного самовыражения, чего бы там дальше ни было, - или убудет: ресурса же, от негативной обратной связи.
Потому что все это хорошо, насчет "снятия бронежилета", но - в теории. А на практике, где "каждый ходит при оружии и может в любой момент безнаказанно выстрелить на поражение" - это будут твои раны. Ну, хорошо, если сумеешь отстреляться в ответ и совсем уж безнаказанно ранить тебя не выйдет. Но тебе от этого легче если и будет, то ненамного.
Вот и все. Вот такое бытовое ОБЖ. Может быть, относительно чего-то идеального представления и нормы нашего общества и вывернуты, есть такое, не спорю; но тут или "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок", или иметь в виду эти реалии, собираться здесь и дальше жить. Не в режиме "от травмпункта до травмпункта".