Это же Ангамандо, чувак!..
Исходный пост под волнами аки Нуменор ибо иначе пост мой зело велик окажется и порвёт ленты вам на свастики премалые.
Комменты там тоже весьма характерны и показательны.
А вот капельки напалмика с морготячьих лапок уже без "моря".
О Великая Тьма! Молю тебя: ниспошли мне терпения. Силы при этом не посылай - ушибу же на хрен (с) моё майярятко.
Ну, откуда, откуда это берётся - это искреннейшее желание защищать любимого Профессора от любых мнений, хоть сколько-нибудь негативных, хоть не негативных даже, а попросту не сводящихся к истолкованию того или иного места в каноне?
Кстати, лично мне подобная тенденция встречалась и попадалась на глаза только применительно к Толкину. Для сравнения в том же Бличефэндоме ругательски ругают автора и за слитую Эспаду, и за общую недоработанность мира, и за "косяки" с соотношением магических возможностей героев. За всё, за что находят нужным, короче. И хотите - верьте, хотите - нет, но эти "ругачки" сами по себе никого не заставляют прилипать дланью к челу. В ответ на возмущение читателя\зрителя каким-то малодостойным, на его взгляд, местом в каноне могут возразить в стиле: "да, ладно, на самом деле это нормально, и дальше объяснится в тексте тем-то и тем-то", или даже "не нравится - не смотри", но само по себе право этого самого читателя\зрителя негативно относиться к некой части канона признаётся совершенно нормальным.
А у нас что? У нас почему-то бродят этакие "Сильменфоршеры" (По аналогии с бибельфоршерами - "толкователями Библии", то-есть, по современному, Свидетелями Иеговы) и искренне возмущаются... нет, не содержимым критики даже, а самим по себе тем фактом, что Священное Писание кто-то вообще смеет критиковать и подвергать сомнению.
Низзя! Это жеСвященная Корова Великое-Творение-Великого-Толкина-Без-Которого-Нас-Бы-Всех-Тут-Не-Было! И стоит кому-нибудь, всё равно по какому поводу разинуть (не иначе как по наущению лично Саурона) рот и этим ртом что-то не то сказать, как моментально изыщется кто-то ещё, чтобы ткнуть святотатца носом в лужу.
При этом святотатцу непременно укажут, что:
1. В отличие от Великого, он, святотатец, вовсе не является высочайшим профессионалом в области истории, мифологии, литературоведения етс, етс, и до Профессора ему - как пешком в Магадан из Валинора. (А не будучи сам гениальным конструктором автобусов, человек, конечно же, не сможет, да и права не имеет сказать, что у такой-то модели ход ровный и мотор тихий, но зато сидячих мест мало, и кресла какие-то неудобные, в машине предыдущего поколения даже лучше были).
2. Если уж он, святотатец, смеет мявкать на Толкина, то пусть бы он ещё и на всех прочих мировых классиков помявкал, или что - слабо?. (Будто бы на других классиков не мявкают, а конкретному святотатцу, может быть, просто нет повода "помявкать" на остальных классиков, или к слову не пришлось, или он их со школьной скамьи не любит. Или мявкал, только не в данном треде).
3. Арда - это ж МИФОЛОГИЯ, это ж понимать надо! А то пусть святотатец поищет "реалистичности" ещё до кучи в "Эдде", в "Калевале" и в истории Троянской войны. (А меж тем - небесполезное занятие ведь, многие вполне серьёзные люди посвятили годы исследований и груды толстых томов именно что отделению рационального от мифологического в "Эдде", "Калевале" и истории Троянской войны. А над конкретным Шлиманом вон вообще смеялись за предположение, что Троя - реальный географический объект). А ещё Арда - это ж ДРУГОЙ МИРЪ, там всё имеет право быть по-другому! (Но "по-другому" должно означать: исключительно так, как Профессор написал и никак иначе).
Вот, достали, ей-Мелькор!
Ничего не имею против автора поста, который привожу. И привожу-то его не потому что именно этот пост чем-то особо возмутителен. Привожу я его ровно потому, что он, пост, настолько характерен! Он, что называется, сферический в вакууме, и годен в палату мер и весов. Некто написал: лично меня у Толкина возмущает то-то и это-то. Некто другой тут же пишет о том, как его возмущает по сути - именно то, что кого-то, страшно подумать - У ТОЛКИНА ЧТО-ТО ВОЗМУЩАЕТ...
Да, левое ж тулкасово мускулистое полупопие, ну, откуда, откуда взялось это неписанное железное правило: Профессора нельзя ни критиковать, ни опровергать, ни (это уж вообще, наверно, грех смертный) деконструировать толкиновские построения ради каких-то своих мысленных экспериментов? У нас что - тоталитарная секта? Или каждый раз, когда кто-то этим занимается в мире дохнет в муках белый пушистый котёнок? Алло, там, в Валимаре, речь, вообще-то идёт о художественном тексте! Причём, тексте невероятно спорном и невероятно же сильно подстёгивающем читателя к собственному творчеству, в том числе - и полемическому. Да вокруг толкиновских работ копий сломано уже едва ли меньше, чем вокруг гитлеровской "Борьбы", и заметьте, никакая другая фэнтэзи, даже самая распрекрасная, такой публицистической активности почему-то не вызывает. Её построения обычно принимают как должное. А значит, спорность - неотъемлемая черта именно этих - толкиновских произведений. И более того - ну, кто вам сказал, что это их недостаток?
И уж точно кто-то очень нехороший (Варда ЧКАшная, не иначе!) сказала вам, что каждый-де святотатец и ниспровергатель, видите-ли, так или иначе уравнивает себя в правах со Святым Профессором, пиарится на его Священном Имени и поднимает за толкиновский счёт нищую свою самооценку. На самом деле, поверьте уж окаянному мелькорьянцу, ниспровергателю со стажем мне - святотатец далёк от этого, он просто что-то думает и излагает свои мысли по поводу. ))

Комменты там тоже весьма характерны и показательны.
А вот капельки напалмика с морготячьих лапок уже без "моря".
О Великая Тьма! Молю тебя: ниспошли мне терпения. Силы при этом не посылай - ушибу же на хрен (с) моё майярятко.
Ну, откуда, откуда это берётся - это искреннейшее желание защищать любимого Профессора от любых мнений, хоть сколько-нибудь негативных, хоть не негативных даже, а попросту не сводящихся к истолкованию того или иного места в каноне?
Кстати, лично мне подобная тенденция встречалась и попадалась на глаза только применительно к Толкину. Для сравнения в том же Бличефэндоме ругательски ругают автора и за слитую Эспаду, и за общую недоработанность мира, и за "косяки" с соотношением магических возможностей героев. За всё, за что находят нужным, короче. И хотите - верьте, хотите - нет, но эти "ругачки" сами по себе никого не заставляют прилипать дланью к челу. В ответ на возмущение читателя\зрителя каким-то малодостойным, на его взгляд, местом в каноне могут возразить в стиле: "да, ладно, на самом деле это нормально, и дальше объяснится в тексте тем-то и тем-то", или даже "не нравится - не смотри", но само по себе право этого самого читателя\зрителя негативно относиться к некой части канона признаётся совершенно нормальным.
А у нас что? У нас почему-то бродят этакие "Сильменфоршеры" (По аналогии с бибельфоршерами - "толкователями Библии", то-есть, по современному, Свидетелями Иеговы) и искренне возмущаются... нет, не содержимым критики даже, а самим по себе тем фактом, что Священное Писание кто-то вообще смеет критиковать и подвергать сомнению.
Низзя! Это же
При этом святотатцу непременно укажут, что:
1. В отличие от Великого, он, святотатец, вовсе не является высочайшим профессионалом в области истории, мифологии, литературоведения етс, етс, и до Профессора ему - как пешком в Магадан из Валинора. (А не будучи сам гениальным конструктором автобусов, человек, конечно же, не сможет, да и права не имеет сказать, что у такой-то модели ход ровный и мотор тихий, но зато сидячих мест мало, и кресла какие-то неудобные, в машине предыдущего поколения даже лучше были).
2. Если уж он, святотатец, смеет мявкать на Толкина, то пусть бы он ещё и на всех прочих мировых классиков помявкал, или что - слабо?. (Будто бы на других классиков не мявкают, а конкретному святотатцу, может быть, просто нет повода "помявкать" на остальных классиков, или к слову не пришлось, или он их со школьной скамьи не любит. Или мявкал, только не в данном треде).
3. Арда - это ж МИФОЛОГИЯ, это ж понимать надо! А то пусть святотатец поищет "реалистичности" ещё до кучи в "Эдде", в "Калевале" и в истории Троянской войны. (А меж тем - небесполезное занятие ведь, многие вполне серьёзные люди посвятили годы исследований и груды толстых томов именно что отделению рационального от мифологического в "Эдде", "Калевале" и истории Троянской войны. А над конкретным Шлиманом вон вообще смеялись за предположение, что Троя - реальный географический объект). А ещё Арда - это ж ДРУГОЙ МИРЪ, там всё имеет право быть по-другому! (Но "по-другому" должно означать: исключительно так, как Профессор написал и никак иначе).
Вот, достали, ей-Мелькор!
Ничего не имею против автора поста, который привожу. И привожу-то его не потому что именно этот пост чем-то особо возмутителен. Привожу я его ровно потому, что он, пост, настолько характерен! Он, что называется, сферический в вакууме, и годен в палату мер и весов. Некто написал: лично меня у Толкина возмущает то-то и это-то. Некто другой тут же пишет о том, как его возмущает по сути - именно то, что кого-то, страшно подумать - У ТОЛКИНА ЧТО-ТО ВОЗМУЩАЕТ...
Да, левое ж тулкасово мускулистое полупопие, ну, откуда, откуда взялось это неписанное железное правило: Профессора нельзя ни критиковать, ни опровергать, ни (это уж вообще, наверно, грех смертный) деконструировать толкиновские построения ради каких-то своих мысленных экспериментов? У нас что - тоталитарная секта? Или каждый раз, когда кто-то этим занимается в мире дохнет в муках белый пушистый котёнок? Алло, там, в Валимаре, речь, вообще-то идёт о художественном тексте! Причём, тексте невероятно спорном и невероятно же сильно подстёгивающем читателя к собственному творчеству, в том числе - и полемическому. Да вокруг толкиновских работ копий сломано уже едва ли меньше, чем вокруг гитлеровской "Борьбы", и заметьте, никакая другая фэнтэзи, даже самая распрекрасная, такой публицистической активности почему-то не вызывает. Её построения обычно принимают как должное. А значит, спорность - неотъемлемая черта именно этих - толкиновских произведений. И более того - ну, кто вам сказал, что это их недостаток?
И уж точно кто-то очень нехороший (Варда ЧКАшная, не иначе!) сказала вам, что каждый-де святотатец и ниспровергатель, видите-ли, так или иначе уравнивает себя в правах со Святым Профессором, пиарится на его Священном Имени и поднимает за толкиновский счёт нищую свою самооценку. На самом деле, поверьте уж окаянному мелькорьянцу, ниспровергателю со стажем мне - святотатец далёк от этого, он просто что-то думает и излагает свои мысли по поводу. ))

Ну вот, а я такой мысли не допускаю. Более того, при попытке подобного наверняка еще и дала бы в глаз (словесно, а то и физически).
Поэтому с мифологическими эпосами у меня никакого диссонанса не возникает, потому что они воспринимаются так, как их воспринимали бы люди того времени.
Так вот и я всё время о том же. "Люди (эльфы, дрконы, гварды, демоны Автосалона, черти полосатые) так видят" вовсе не обязательно означает "непременно именно так и есть". Есть прекрасные эддические легенды и есть реальная Скандинавия, в которой они на свект появились. И есть понимние того, что такие легенды могли возникнуть исключительно в Скандинавии, а в Греции, Индии, Валиноре и на планете Шелезяка мифы взрастут совершенно иные. А применительно к вымышленным, "авторским мирам" лично мне всегда казались естественными именно что попытки мысленно заглянуть за рамки текста, вообразить себе мир, в котором\в котором этот текст мог появиться. Реалистический, верибельный мир. Ну, да. Для совершения такой мыслительной работы надобится некоторая степень деконструкции мифа, согласен).
Есть ещё одна тенденция, когда канонисты утверждают, что Толкин был умнейший человек своего времени.
Ну, это может быть исключительно чьим-то личным мнением и навязывать его в качестве общеупотребительного и "единственно правильного" - значит выглядеть глупцом.
Интересно, что будет с лицами людей, утверждающих подобное, если им из хулиганских побуждения залепить, что умнейшим человеком эпохи вообще был Йозеф Геббельс - ту ещё мифологию замутил... Хотя это, конечно, уже троллинг толстый в аптечно-чистом виде.Нарнию я, кстати, люблю нежно и преданно, впервые читал её, когда классе в девятом учился, перечитываю при любой возможности, все фильмы вышедшие видел етс.
Но Нарния у меня как-то никогда и не воспринималась, как "сколь-нибудь настоящий мир" (Мир в значении "планета и цивилизация", я имею в виду). Для меня это - совсем другой мир - мир детских фантазий, самозабвенной игры и веры в волшебство. С которым больно и трудно (но, увы, неизбежно) расставаться, становясь взрослее.
У меня (мне кажется, как у всякого нормального человека) тоже была в детстве своя волшебная страна, в неё иногда "попадали" мои товарищи по играм. Там жили русалка-комиссар, какие-то странные духи ветра, летающие электрички, и Кот-Который-Создал-Всё-Вокруг. Много чего там жило, список постоянно пополнялся чем-то поразившими моё воображение, допустим, героями детектива, который смотрели по телевизору с мамой. Нагромождённые стулья превращались в старинный парусник, поход к стоматологу обыгрывался потом как визит в пещеру страшного Зимнего Короля (А уж не родным ли папой он приходится Колдунье?)))) и т. д.
И книжки Льюиса оказались как-то настолько по духу созвучными моим собственным детским воспоминаниям и ощущениям, что я даже столь нелюбимую мною христианскую апологетику до последнего в них не заметил. Ну, лев и лев, пусть лев, а у меня был Кошак. И книжки про Нарнию - книжки про мир детства, написанные легко, задушевно и без малейшей дурацкой взрослой назидательности, зато с настоящей мудростью. (Я потом некоторые нарнийские принципы взял на вооружение по жизни).
Толкин - это другое. Там с самого начала декларируется именно что планета и живущие на ней народы. И как "просто игра" это не воспринимается, точно так же как невозможно воспринять кэрроловское Зазеркалье в качестве сколь-нибудь реалистичной цивилизации, обитающей в параллельной вселенной.
Просто вот, захотелось тебе рассказать. ))
Свою (практически прямо противоположную твоей) позицию по этому поводу я тут у3же битый час излагаюаю. )))
Имхо, всякий завершённый текст, к только он вышел из-под пера, начинает принадлежать не только автору, но и, уж прости мне громкое слово, ноосфере. (Да и изначально не оттуда ли тексты вообще в авторских головах берутся, но это ещё только теория и очень спорная)....
И автор вполне имеет право иметь по поводу дальнейшей судьбы своего текста личные принципы и предпочтения и даже на них настаивать. Вот только сколь-нибудь общепринятыми они всё равно не станут - люди-то разные, и никто не может предполагать, а тем более не может предопределить то, какое именно место этот текст займёт в той, или иной голове, и какую роль сыграет в чьей-то жизни. (При этом никто не отменяет того, что автор может вкладывать, или не вкладывать в своё повествование те или иные мессиджи, но - опять же - не все читатели эти мессиджи поймают, а иные и поймают, да вместо того, чтобы подхватить, опровергать начнут). В хорошей книге каждый может увидеть своё. И всё равно ведь увидят, это неизбежно.
И даже если я ненавидеть-ненавидеть перспективу обнаружить фичок про ту Мэри, вдруг внИзапно ставшую натуралкой, эта ненависть ни от чего Мэри не спасёт. Кто-то по каким-то своим причинам захочет написать - и напишет. И я могу беситься, и я взбешусь. И это будет для меня естественно. Но моя бесячка не отнимет никак у читателя его читательского права встраивать мой текст в свою жизнь так, как это для него (а не для меня) естественно.
Так же как и с Нарнией Льиса, что воспринимается как волшебная сказка, в которой и ты и взаправду находишься внутри этой серии. И никакие аналогии со львом Асланом, с родителями Юстеса не возникает. Оно все получается как есть: зеленые поля, высокие горы, шум прибоя и волн, шелест листьев и дуновение ветерка. Нарния и по сей день для меня как такое волшебное чудо, в которой все устраивает.
Нипонял. Вот совсем-совсем. А что Вам мешает так же воспринимать Толкина?
А кстати, на момент дейстивия ТиО и ВК Арда уже круглая. Она такой стала канонично, после падения Нуменора. Никакого противоречия
Есть ещё одна тенденция, когда канонисты утверждают, что Толкин был умнейший человек своего времени. А я не понимаю, чем хуже Толкина Толстой, Джордж Мартин, Достоевский, Георгий Сковорода, Михаил Грушевский, Королев, Циолковский, Кейнс, Рузвельт, академик Филатов и сотни других ученых. Почему они не заслуживают права называться умнейшими людьми своего времени. Филатов был замечательным глазным хирургом, а без Циолковского и Королева человечество не скоро бы запустило ракеты. Рузвельт вытащил свою страну из Великой Депрессии, Сковорода - украинский философ средних веков, Толстой и Достоевский писатели, которых знает весь мир, Кейнс - один из самых известных экономистов 20 столетия.
Ты извини, что я список такой длинный накатало, просто наболело, очень уж разозлил меня такой посыл, принижающий заслуги других писателей, ученых, политических деятелей.
По словам канонистов профессор Толкин умнее их всех, самый умный человек на земле. Я не умаляю его заслуги, но мне ближе практики-ученые и политики в разных областях, чем мастера пера и слова.
*непередаваемая эльфийская игра слов ака ругань* Вот теперь это воспринимается как наезд из серии «все, кто любит гет — идиоты».
Пруф или не было, как говорят в интернетах. Канонистов я знаю немало. И ни один из них подобного бреда не нёс, даже самые ... эмоциональные. Где Вы такое нашли? Жажду припасть.
Например, мне взбрело в голову пойти работать говночистом.
Приходит ко мне какой-то Вася Пупкин и говорит: нет, ты должна работать менеджером.
Я отвечаю: с какой стати? Я вот мечтаю быть говночистом, платят больше, работа на свежем воздухе, и никакого дресс-кода.
Ну а Вася мне снова за свое: нет, ты просто не понимаешь, чего хочешь, ты обязана работать менеджером, потому что (нужное вставить).
Да, написанный мной текст с момента создания - достояние человечества, а не только мое творение (хотя кому оно надо, но это уже другой вопрос). И я опять же не возражаю против того, чтобы по нему писали фанфики, продолжения, устраивали ролевки и так далее. Но грязным носом в чужой огород лезть некультурно, а то получается "без меня меня женили" - я лучше знаю, автор, как и о чем тебе надо писать и что ты тут имел в виду!
Кажется, я поняла.
В Вашем представлении, канонисты — это такие люди, которые видят только текст, и ничего другого? То есть канонист не видит мира, раз не спорит с тем, кто мир придумал? Поправьте меня, если я ошибаюсь.
А если не ошибаюсь, то. Блин. У меня такой взгляд на канонистов вызывает... Это как разговаривать с человеком о картине, а потом обнаружить, что он считал тебя слепым, пока беседовал с тобой. И тебе сильно-сильно хочется опять фэйспалмить.
Давайте начнём заново.
Я (канонист) уже объяснила, что в случае с мифологией Толкина мы, начиная «курить», «обдумывать» «размышлять» над прочитанным, строим , «пытаемся рассмотреть» мир вокруг книги. Понимаете? Он, мир, растёт из этой книги, как дерево из семечка. Мы о нём, созданном, фактически знаем только то, что сообщают тексты. Но. Это исходник. Отправная точка. Рабочий материал. Почва. База.
Арда — не «то, что написал Толкин». Арда — то, что хоть в какой-то мере следует из написанного.. Понимаете в чём разница? Когда я беседую на тему персонажей и ситуаций, я говорю о них так, как если бы они существовали реально. Именно это и есть «взгляд изнутри» Я вижу мир, я думаю мир, я пишу о нём, в конце-то концов. Как можно написать фичок, не поглядев «изнутри» из мира? Нет. кому-то это, возможно удаётся. но не мне. И вообще, мне всегда казалось, что если ты написанное-нарисованное с кем-то обсуждаешь/обдумываешь, пишешь рассуждалку (словом, ты в фэндоме) — ты в него (написанное исходное) в процессе веришь. Так у меня с ллюбым фэндомом, просто ДжРРТ создал самый грандиозный космос-концепт. То есть мир для тебя в процессе «вырастает вокруг». Но у него должна быть связь с тем, на чём он растёт. Продолжая метафору, дерево не растёт без корней, здание не стоит без фундамента. Вот эти корни/фундамент — данные тексты.
Снова разница подходов. Вы утверждаете: Арда существует где-то, это Толкин неправильно её описал.
Я утверждаю: Толкин создал книгу с космосом внутри, текст, из которого вырастает новая Вселенная.
Мы оба видим мир.
Канонисты — люди, которые видят «живой мир» Арды не хуже борцов-апокрифистов. Они тоже имеют хэдканоны и испытывают симпатии, эмоции и пр. Они глючат — Вам попробовать пересказать, как мы с двумя знакомыми н комментов трепались за Валар «изнутри» — как за личностей, не функции? Или принести ссылки на разные флэшмобы про хэдканоны с прорисовкой деталей, предположениями о предпочтении в одежде/ привычках, о каких-то событиях? И от этого мы не становимся меньше канонистами.
Только они считают, что этот мир следует определённой логике (которая дана в исходнике), вот и всё. Потому что глюк без основы — просто глюк. Насчёт того, что «декларируется, что это планета». эээ. Понимаете, вообще-то, это норма. Ту же Нарнию Льюис описывал, с космогонией и географией, просто он не так с этим упарывался, как Толкин. Кстати, интересный факт из истории создания: Толкин с юности увлекался конструированием вымышленых языков для себя и друзей. Это игра была такая. Можно сказать, что Арда отчасти, следами, остатками — это та самая личная «Волшебная страна» Толкина , вроде той, о которой Вы говорите (в пользу этого ещё говорит то, что Хоббита Профессор изначально глючил. так сказать, для своих детей, это потом он достраивал громоздкие черновики и вписал сказку в суровое Средиземье). Так что далее проводя аналогию — это Вы попали в чужой Волшебный мир, как когда-то Ваши друзья в Ваш. Только этот отголосок Волшебного мира был у Толкина помножен на немалые филологические знания и много-много почти научной работы.
Но ещё почему Ваши рассуждения-обвинения кажутся мне странными — логика текстов и «автор, и то, что он написал» — это совсем другое. Это другой слой восприятия. Это не восприятие мира, а восприятие текста. А Вы их смешиваете, имхо. Напишу я, пожалуй, про это...
Ну а «мне не нравятся взгляды автора» — тоже субъективно. Мне немного непонятно, почему христианское вероисповедание автора многим представляется критичным, безжалостно уродующим мир.Меня вообще невероятно раздражает, что современные апологеты толерантности создали такую ситуацию: если ты скажешь, что ты гей, тебя будут няшить и отстаивать твои права, а если ты скажешь, что ты христианин, на тебя смущённо кашлянут и скажут, что нехорошо демонстрировать крестик, это оскорбляет чувства атеистов/мусульман/кого угодно. Противоречие же. Вы думаете, что это по христианской морали Мелькор — зло? Ничуть. В любой мифологии есть божества, оберегающие мир, и те, кто явлется источником хаоса. И в любой мифологии боги-хранители ну очень не любят, когда кто-то что-то портит в задумке и мучает эээ подответственных.
У нас с тобой разный взгляд на эту проблемы. Ты считаешь так, это твое мнение. У многочисленных критиков Толкина другое мнение на этот счет.
Что ты хочешь доказать? Твое мнение я поняла, у меня другое мнение.
А кстати, на момент дейстивия ТиО и ВК Арда уже круглая. Она такой стала канонично, после падения Нуменора. Никакого противоречия
Зелёный бамбуковый лес, я четко обозначила, что мне дико не нравятся первые главы Сильмариллиона до появления Солнца и Луны. Насчет Властелина Колец и Хоббита возражений нет. Но я не говорила, что мне не нравится все книги Толкина и все его главы. В реальности невозможно, чтобы мир был плоским, а стал круглым. Это вымысел автора.
А вам не надо меня понимать, вам и разговаривать со мной нельзя. Мы с вами антагонисты, поймите уже это наконец и мира между нами быть не может.
Вот теперь это воспринимается как наезд из серии «все, кто любит гет — идиоты».
Воспринимайте как хотите. Любое действие рождает противодействие. Такое впечатление складывается от того, что пишут правоверные канонисты-валарополконники в дискуссиях.
Кажется сказала, что канонисты - канонистам рознь, но считаю за лучшее избегать всех канонистов скопом
Доказывать я ничего не обязана, это раз.
Вы в свое время меня очень оскорбили, это два. Как и почему, я не обязана об этом говорить.
С вами общаться больше не желаю, это три.
Я высказала свое мнение на этот счет и поднимать эту тему больше не буду, это четыре.
Я никогда не соглашусь с вашими доводами, даже если они имеют в себе рациональное зерно, это пять
Пора бы уже научиться различать понятия толерантность и терпимость. Я не согласна с тем, что в современном мире понимают под понятием толерантность, когда общество дает своеобразную индульгенцию всем возможным грехам и порокам. Терпимость - это умение жителей разных национальностей мирно жить в одном государстве и уважает культурные, религиозные и моральные воззрения других. Для меня слова толерантность и терпимость являются синонимами, под толерантностью я воспринимаю терпимость, а не то, что сейчас навязывается под этим понятием.
Но с вами говорить бесполезно, даже если у нас есть какие-то общие точки соприкосновения, я не забуду то, что было очень давно. Вы считаете, что я оскорбила ваши представления о канонистах? Ваше право, считайте и дальше.
Вот эт-та да...
читать дальше
Это было до того, как вы появились на дайри.
Айхалли Хиайентенно, я ушла от темы и дискуссии, мне нечего добавить, потому что ты все уже сказал. Поступай так, как считаешь нужным, пиши то, что считаешь правильным, выражение твоего мнения закону не противоречит и к плагиату не относится. Я не предполагала, что мою антагонистку заботит то, что о ней думают другие и то, что кому-то, о ужас, не нравятся произведения Толкина.
Я скажу нечто иное. Вот ты, например, читаешь мои фанфики. Айхалли тоже читает. Представим себе пару ситуаций, и я скажу, как я бы лично на них отреагировала.
Если бы ты взяла персонаж из моего фанфика, даже не спрашивая разрешения, и сочинила бы про него нечто свое, или написала продолжение "по мотивам" - я бы даже не обратила внимания, если бы было неинтересно, а если было бы интересно - тоже почитала бы и высказала свои соображения.
Если бы ты предложила мне некую идею (а ты так делала, и неоднократно) - я бы эту идею рассмотрела и, если бы она мне понравилась, даже использовала бы.
Если бы ты задала вопрос, что именно я хотела сказать посредством сцены А и образа героя Б, я бы на этот вопрос подробно ответила.
Я честно скажу, что я только приветствую задавание вопросов, внесение своих предложений, беседы со мной на тему написанного и так далее. Я не против всего этого, еще раз подчеркну. Я против бесцеремонности со стороны читателей и критиков. Может быть, я по жизни человек очень свободолюбивый и независимый, но лично мне очень не нравится, когда в отношении меня или кого-то еще люди начинают проявлять эту самую бесцеремонность. Ты пришел ко мне в квартиру и увидел, что у меня не так стоит диван? Ты имеешь право отметить это про себя, можешь ненавязчиво посоветовать, но не надо мне в безапелляционной манере диктовать, как мне в моей комнате диван ставить.
Отрывок из "Стихов к Адвенту" (кстати, оные стихи — не толкиновский текст) я приводила как раз в качестве примера использования Профессором имени из другого текста. Не более. Я не воспитывала Вас и тем более не сравнивала Эарендила с Христом, что за бред. Лучше так и скажите, что не помните смысл сказанного.
Однако, я в восхищении. Вы понимаете, что полемика «Канон vs никанон» и «Канонисты vs апокрифисты» в обсуждениии Вашей «статьи» вообще никаким боком? Что там я выступала не как «злой канонист против нищасного несогласного с Профом», а как читатель, возмущённый бессмыслицей? Что суть моих претензий сводилась не к «Вы что-то неправильно поняли» у Толкина, а к тому, что Вы ищете тайный смысл там, где его нет?
Если нет — логика бессильна.
Нипонял. Вот совсем-совсем. А что Вам мешает так же воспринимать Толкина?
Мой личный таракан в голове. Который там сидит и распределяет: тэк-с, это - сплошь поэзия и философская сказка, читать ради полёта души, красивых эмоций, реалистичности даже не искать, её там - как у Муми-троллей - направо! А это - про историю и психологию некой небезынтересной иной цивилизации, читать "левым полушарием" и много думать, это, родной не про твою святую ностальгию, а посерьёзней гораздо, это - налево. ))))
.А кстати, на момент дейстивия ТиО и ВК Арда уже круглая. Она такой стала канонично, после падения Нуменора. Никакого противоречия
А этот момент сам по себе весьма интересен и богат месторождениями напалма. Тут уже, имхо, авторская попытка совместить мифологическое и рационалистическим. "Вот, была себе Арда плоская, а поганые нуменорцы провинились - и она круглая стала". Но, пожалуй, об этом моменте и своей самостийной трактовке оного я отпишусь отдельно и у себя, а то шибког длинно получится.
А за направление подумать - спасибо!
Ой ты ж блин! *непереводимый адунаик* Это ж ты не мне комментировал... ))
В Вашем представлении, канонисты — это такие люди, которые видят только текст, и ничего другого? То есть канонист не видит мира, раз не спорит с тем, кто мир придумал? Поправьте меня, если я ошибаюсь.
Ну. а таки шо я поделаю, если ровно это впечатление иногда и создаётся?
Все помнят знаменитую картинку про "Одни упороты, как кролики Радагаста, а другие живота не щадят за профессорскую запятую"? Ну, вот где-то между ними и чуть в сторонке помещаюсь я - валарохульник и предераст ))
Пожалуйста, не обижайтесь, может быть, проблема таки в том, что я сам криволакпо формулирую. Попробую изложить ещё раз, в виде этакого набора вешек.
1. Есть текст. Его создал автор. Автор - человек, со своими индивидуальными интересами, принципами, сильными и слабыми сторонами етс. Личность автора так или иначе накладывает свой отпечатокк на текст. Автор в своём, во всех смыслах авторском, праве.
2. Есть мир, о котором текст. Можно отдельно спорить, существует ли этот мир до текста и вне текста, для данной схемы это не настолько принципиально. Мир текста всегда потенциально шире текста. Потому что ни один текст не может быть настолько всеобъемлющим, чтобы описывать весь мир, да и не обязан. Текст - всегда некий срез мира.
3 Есть мир, который мы в обиходе называем реальным, и общие и\или частные представления о логике этого самого реального мира. Они, конечно жэе неповторимо разнятся у автора и разных его читателей.
4. Есть личные предпочтения читателей. Опять же - разные и даже (о, ужЫс), не совпадающие с авторскими. Есть разные формы читательского интереса к тексту.
Последнее, я подчеркнул, потому что эту формулировку предлагаю считать терминологической. Ибо в них-то, имхо, корень всех споров и недоразумений. Этих самых форм в потенциале столько же, сколько самих читателей. (А у одного читателя они, формы, могут варьироваться для разных книг, и даже разных настроений).
Что же отсюда можно вывести?
ИМХО, канонист, это человек, которого в тексте интересует прежде всего сам текст. (А у Толкина сам текст восхитительно хорош). Текст может анализироваться двояко.
Собственно, как сам по себе текст, то-есть с чисто литературоведческих позиций (Напр. с кого списан, если списан такой-то герой, что символизирует Кольцо Саурона, где в "Валаквэнте" аллюзии на Библию, а где - на "Эдду" и как всё-таки правильнее: сказочный НарготрОнд, или благословенный НаргОтронд). Такого рода статей мы все читали (а некоторые и сами писали) множеств. С этим всё понятно. Такого рода исследования корректно, наверное называть собственно толкинистикой.
И - как ключ к пониманию мира, к которому данный текст-срез и относится. И вот тут-то начинается катавасия.
Потому что одни по таким-то причинам полагают, что если уж у нас на руках конкретный текст, то вышеупомянутым ключом имеет право быть только он и исключительно он. Текст можно толковать, дополнять, объяснять, но ни в коем случае не оспаривать, не деконструировать и не признавать одним из потенциально бесконечного множества возможных срезов этого мира. Текст един как Эру. В крайнем случае можно писать свои тексты, но если они хоть в чём-то противоречат канону, то их надо непременно снабдить "фиговым листочком" в виде пометки "АУ" или иными подобными. (В общем, если у Профессора чётко говорится, что Берен - персонаж строго положительный - значит, он положительный и возле птички! Всё остальное уже АУ).
Другие же по сяким-то признают это самое пресловутое потенциально бесконечное количество (и равноправие) разных текстов-срезов. В конце концов Великий Британский Учёный не написал всего. И тут уже вариантов взглядов на взаимоотношения "читатель-мир-текст" столько, что ни в сказке сказать, ни в комментах перехоливарить. Мне встречались даже личности, которые признавали ЧКА, не признавая при этом Толкина. )
Ну так воть. Мой личный корыстный своелапный читательский интерес лежит не там и не сям. Он лежит в области возможной мысленной реконструкции той версии Арты, в которой могли бы одновременно и равноправно (равно логично) сосуществовать все варианты канонов и фанонов. (Кроме самых уж нелепых). Вот такой экзотический Котик-Морготик.
Допустим, "Сильм" и около - это эпос Нолдор. Та же ЧКА - куча документов, непричёсанных и разрозненных, вытащенных из библиотеки Аст Ахэ, может быть, даже и трофейных. "Властелин Колец" - исторический роман про Третью Эпоху, написанный гораздо позже. ПТСР - тот же самый исторический роман, но про Эпоху Первую (Кстати, там, в ПТСР оч-чень интересное предисловие, мрр...). А сам я пытаюсь представить себе, как выглядит мир, в котором все эти тексты могли быть нписаны. (Да, я смотрю одновременно и изнутри мира и извне его. Будто бы я - инопланетный исследователь, заброшенный на Арту с научными целями)))).
Уфф, как длинно получилось, зато, надеюсь, наконец, понятно. Пойду-ка, отдельным постом заброшу, чтобы не потерялось.
ИМХО, канонист, это человек, которого в тексте интересует прежде всего сам текст. (А у Толкина сам текст восхитительно хорош). Текст может анализироваться двояко.
Айхалли Хиайентенно, человек, которого интересует прежде всего текст, - это литературовед-любитель) А канонист - это человек, которому понравилась история, которая представлена в каноне, именно в том виде, как она представлена в каноне.
При этом человек вполне может размышлять о том, что было раньше, позже, в то же самое време, но в другом месте... как выглядели эти же события с точки зрения других персонажей... и даже, "что было бы если" (поэтому многие канонисты спокойно пишут и читают ау). Но такой человек, скорее всего, негативно среагирует на посыл: "в реальности все было вообще не так", потому что ему же нравится эта история, и именно эту историю написал автор, а какой-то другой человек, такой же читатель, никакого отношения к созданию текста не имеющий, вдруг объявляет, что это вранье или глупость, а правдива какая-то другая история, скорее всего, диаметрально противоположная (ну, так почему-то обычно бывает): и события не такие, и характеры, и законы физики - все, естественно, это неприятно, для человека, которому история нравится, как есть.
Христианство - чисто терранская штука. Очень интересная штука, с огромной историей, с огромной культурой, для которой стало базой. Но вот вопрос - откуда христинство может взяться в мире, изначально задекларированном как "другой"? Туда Иисус приходил? Или попаданец-доминиканец какой-нибудь? Но в текстах об этом нет ничего (А если бы было - напрочь убило бы всё их, текстов, очарование, это слишком примитивно). С какого ж тогда, простите, ляду из легендакриума там и сям торчат узнаваемые библейские аллюзии? (Кстати, в "Утраченных Сказаниях" торчат скорее эддичекие, так там и образы тех же Валр в разы более неоднозначны).
Про Мелькора и божеств. Его бунт - одни из самых "толстых" аллюзий. Другие хтонические и просто недобрые божества просто по факту от природы недобрые. Потому что для древних олицетворяют заведомо недобрые силы. Сет убил Осириса не потому что он "плохой", а потому что он - засуха. А что, собственно, сильмовский Мелькор олицетворяет собой? Гордыню и бунт против Единого Творца? Или всё-таки - крайние, экстремальные проявления Природы? Если первое - то это гораздо более поздняя концепция осмысления Зла, она не коррелирует с образами остальных Валар, которые, как в мифах и положено, олицетворяют различные силы природы. Если второе - то какого ж меноса читатель должен об этом догадываться по смыслу, если об остальных чётко сказано: кто и чем "Заведует" и как име5нно устроено его "царство". Нет, "плохого" Мелькора как бога всяческого природного экстрима я даже приму, получается стройно и логично. Но нам же автором сходу подсовывается именно гордыня и восстание. Получается жуткий, на мой взгляд гибрид образов - Люцифер, который на полставки хтоническим чудовищем подрабатывает. В эпосах, созданных народом такого нет.
И ещё одно противоречие есть. Народный гений никогда не пытается совместить на одном "поле действия" богов, как злых, так и добрых и обычный каждодневный человеческий мир. А Мелькор вполне себе воюет с эльфами и людьми из плоти и крови. На равных воюет, словно какой-нибудь диктатор. (У меня где-то об этом противоречии псто есть).
Понимаю, что не нравится. И что теперь делать? Не думать, не строить, не спорить? Тоже ведь не выход, а если и выход, то какой-то очень "валинорситый". И он уже мне не нравится! )))
Засим остаюсь искренне очарованный вами мини-Моргот квартирного масштаба. )))))
А вы не пробовали, кстати, перестать искать христианские аллюзии и воспринимать историю Арды просто такой, какая она есть: Эру - просто Эру, Мелькор - просто Мелькор, остальные - просто остальные... личности именно с такими качествами, как описаны в книге, совершающие именно те поступки, которые описаны,без всяких аллюзий?
Про восприятие и деление читателей я. в целом, соглашусь. Да. *мне стало любопытно по поводу уникумов с ЧКА в качестве абсолютного канона*
Ммм, вот значит как. Теперь понятно. Знаете, я в своём восприятии мира Толкина принимаю детали из особо мощных фиков (из того же ПТСР). Моё восприятие сложено из кусочков. Но я канонист. Странно. *глубоко задумалась* Я "вижу" мир. Выстраиваю его, и он в процессе. Но я уже объясняла.
В сторону: В общем, если у Профессора чётко говорится, что Берен - персонаж строго положительный - значит, он положительный и возле птички! Всё остальное уже АУ *восточным голосом* Зашэм АУ? Возможно и ООС — "вне характера"
Правда, некоторые личности умудряются писать и АУ и ООС одновременно и заявлять, что это АУ, но персонаж в характере *содрогнувшись *
Айхалли Хиайентенно, а доказывать, что именно не так все было, как Толкин написал, обязательно? Почему нельзя просто фантазировать по мотивам?
Извините, если что, ни в коем случае не хочу обидеть.
в мифах божества синкретичны - они не добрые и не злые, а могут проявлять себя по-разному, в зависимости от контекста.
Кстати, да! Тот же Локи у скандинавов. Он то весь Асгард в полную, извините, задницу загонит, то вдруг окажется единственным, кто этот самый мир спасти может. )) Люблю его, кстати.
А в "Сильме" таки вылазит постоянно абсолютность зла Моргота и добра Эру. (((
А вы не пробовали, кстати, перестать искать христианские аллюзии и воспринимать историю Арды просто такой, какая она есть:
Пробовал - не получается. )
Разговор в любом случае интересный получается.
Но как быть с тем, что почётное звание Моргота всея дайры я получил именно тогда, когда попытался мысленно от "Сильма" оттолкнуться, а не от "родной" ЧКА, как всегда. ))))) Это серьёзно. Сидел спокойно, курил апокрифы, составлял из них потихонечку "своё самолапное" вИдение Арты, подумывал замахнуться на собственный вариант истории Аст Ахэ. В общем, варил это у себя в голове, постофф писать на эту тему как-то не тянуло... Нет, дёрнул Манвэ попытаться отталкиваться мыслью от "Сильма"...
Не ходил бы ты, котэ, в толкинисты...Ржу над такой иронией собственной судьбы. ))))А вообще... Я напишу, вот это напишу развёрнуто. Но пока Вам скажу примерно. Помните, в ПТСР Берен говорит: Валар не боги.
Айнур — ещё один народ, который создал Эру. Так же, как эльфы, люди, и гномы Ауле, которых Он благославил. Ещё один вид живых существ. Им Эру тоже дал Дары и Долг. Дары — они духи, могущественные, способные творить вещи из ничего. Но "наказание" за это — ответственность. Раз ты силён — отвечай за тех, кто придёт после тебя (эльфы учили людей, а эльфов — Валар. Как старший ребёнок отвечает за младшего) Ведь не один Мелькор с остальными на равных. И Мелиан (она вообще вышла замуж) И Гэндальф. которы мечется, который сомневается, которому больно и страшно. И Манвэ, который плачет о Феаноре. Какие же все они Боги? У них только возможности Богов и долг Богов. И кто-то из них — Мелькор, Саурон, Саруман — от Долга отрекается. Как эльф Маэглин и человек Горлим. Тупо не выдерживает. И Манвэ тоже не выдерживает, но по-другому. Когда приходит Ар-Фаразон, Манвэ "снимает с себя ответственность" предоставляя решение Эру. Страший сын/ студент, которого задрали младшие /взбесившиеся школьники: бить нельзя, стыдно, а сил уже нет. Пусть решит папа/учитель. Понимаете? Вот так я это объсняю на уровне личности. Но это опять изнутри получается...
*Заинтересовавшись* А что такого удивительного? Мне тоже однажды встретился человек, который читал ЧКА раньше Сильма и которому она зашла больше. Ну, он на нее и ориентируется.Не все ли равно, что считать "правдой", если мир вымышленный? Другое дело, что если речь конкретно о текстах Толкина, то ссылаться на ЧКА как-то странно.
А так полно народу любит фильмы Джексона и ориентируется на них, вообще не читав книги.
По сабжу не буду распространяться, потому что мнение свое уже высказывала в похожей дискуссии в этом дневнике. Но если вкратце, то "почему бы не жить как-нибудь?" (с) Почему бы не писать то, что нравится, и при этом не кусаться? Оно того не стоит, имхо.
А так полно народу любит фильмы Джексона и ориентируется на них, вообще не читав книги.
Боль. Нет, реально, вот где боль. Я встречала статью, в комментариях к которой поклонница Торина называла Толкина расистом, говоря, что он обижал только гномов. Что Трандуил канонично подло предал Торина.
Видела фик (именно по ВК, книге), в котором Элронд терпеть не мог Арагорна. Автору мягко объяснили (не я), что Арагорн был воспитанником Элронда, автор смутился, поправил тон. И такой вот пищи... Хуже только тогда, когда читаешь фик по Сильму. он кажется странным (даже не идейно, элементарные косяки). Автор, в чём дело? Да я книгу ещё только читаю/ниасилил.
Извините, правда извините, я понимаю, что сейчас обращаюсь к малознакомому человеку с этим плачем, Но одно дело — споры и взгляды. толкования, хэдканоны... а другое — незнание и нежелание знать исходник, помноженное на стремление спорить. Вот где страдания.
Почему бы не писать то, что нравится, и при этом не кусаться? Оно того не стоит, имхо.
Ну. всё началось с обвинений автора в нелогичности, не с написанного кем-то из участников) А что восприятие разное, мы уже установили. Хотя иногда и от написанного не получается не кусаться. Но не масштабно, не так как от споров за идею.
Айхалли Хиайентенно,
Кстати, да! Тот же Локи у скандинавов. Он то весь Асгард в полную, извините, задницу загонит, то вдруг окажется единственным, кто этот самый мир спасти может. )) Люблю его, кстати.
Ну, это (синкретичность мифологических божеств) не открытие, вернее, открытие, но не мое))) Это на филфаке на первом курсе изучают.
А в "Сильме" таки вылазит постоянно абсолютность зла Моргота и добра Эру. (((
Ну, вообще-то Мелькор, по Сильму, был изначально хорош, а остальное сделал сам. Но я поняла, конечно, что вы имеете в виду. Мне, наоборот, в валар как в персонажах интересно, что по форме они языческие боги. а по сути нет, по сути, они не боги вообще. Про это уже Зелёный бамбуковый лес хорошо написала.
Пробовал - не получается. )
Наверное, поэтому вам и трудно воспринимать эту историю такой, как она написана. Я вижу сходство, конечно, но для меня это именно сходство, которое я местами замечаю, и ничего больше, оно меня нисколько не напрягает.
вот мне такой подход тоже больше нравится. Есть вымышленный мир, и в нем свой творец и свой злодей, а реальные религии сюда привносить не надо.
мне вот тоже. Он логичный и уютный, внутренний. Я к этому ещё теорию народа цепляю...
Mirimani, Зелёный бамбуковый лес,